В редакцию «Коммерческих Вестей» обратился предприниматель Юрий ШИХАТОВ. В сентябре в Восьмом арбитражном апелляционном суде прошла апелляция по его делу. В чем состоит спор ЗАО «Делси», которое возглавляет бизнесмен, с департаментом имущественных отношений администрации города Омска, он рассказал обозревателю Анастасии ИЛЬЧЕНКО.
– Юрий Викторович, в чем суть вашего судебного спора?
– У нас самая старая платная автостоянка в городе. Она работает с 1993 года. Ее все знают. Расположена рядом с ДК Химик, в 90 метрах от здания по пр. Королева, 1а. В 1993 году мы ее выкупали у ААТПП «Омскнефтепроводстрой». У нас есть документы, подтверждающие это.
– Что представляет собой ваша платная автостоянка?
– Это асфальтированная территория площадью 7 320 кв. м с видом разрешенного использования «земли общего пользования, под платную автостоянку». На стоянке расположено двухэтажное капитальное здание, где на первом этаже размещается гараж, а на втором – охрана. Мы покупали землю вместе со зданием.
– Автостоянка у вас в собственности?
– В том-то и дело, что нет. Тогда у нас был другой директор, я в руководство не вмешивался. И при покупке участка никто не удосужился проверить, а какие права собственности есть у самого Омскнефтепроводстроя. В итоге земля оказалась городской и нам ее оставили на условиях аренды. Сначала этим вопросом занималась администрация Советского района, затем, в 1997 году, – комитет по управлению имуществом города Омска. После аренду нам продлял департамент недвижимости, а с 2006 года договором занималось Главное управление по земельным ресурсам Омской области. И в 2007 году ГУЗР признал договор расторгнутым. С тех пор плату за использование участка с ЗАО «Делси» брали на основании соглашений о возмещении стоимости неосновательного обогащения.
– Почему же с вами расторгли договор аренды?
– В 2005 году в департаменте архитектуры собрали несколько предпринимателей, в том числе и нас, и предложили объединиться и построить на нашей площадке административное здание, многоуровневую парковку и кафе. Нам это было не очень интересно, но, во-первых, департамент настаивал, во-вторых, другим предпринимателям это сулило развитие бизнеса, а, в-третьих, тогда мы имели резервы для такого строительства. Поэтому согласились. И предприниматели, и департамент стали собирать бумаги. Но когда дошли до документа под названием «акт выбора», дающего основания строиться, все застопорилось. Нам его не выдали. Мы много раз просили об этом, даже в суд подавали на департамент архитектуры, но ничего не получили. Хотя суд признавал, что департамент бездействует. Но проблема в том, что в тот момент по инициативе департамента архитектуры с нами разорвали договор аренды на том основании, что мы должны строиться. Если бы бумаги на строительство были готовы, нам выдали бы временный договор на строительство, но их не было.
– Получается, вы продолжили платить арендную плату, не имея на руках договора?
– Да. И мы платили до 2015 года, когда нас неожиданно попытались выселить – выставили на торги без нашего ведома. Мы с юристом их остановили. Торги оказались незаконными. Арбитражный суд запретил департаменту имущественных отношений организовывать и проводить аукцион в отношении нашего земельного участка. А через некоторое время руководство департамента недвижимости арестовали. И потом снова мы продолжили платить арендную плату за землю. Каждый год ходили в департамент, где нам давали реквизиты, выплачивали положенное. В конце 2022 года, перед самым новым годом, нас снова пригласили, дали новые реквизиты. А в этом году я неожиданно узнал, что департамент имущественных отношений подает на нас в суд, поскольку ЗАО «Делси» не имеет договора аренды. К сожалению, я поздно получил эту информацию. Дело в том, что на юридическом адресе компании скончался человек, и мы долго не получали корреспонденцию.
– Какие исковые требования были у департамента имущественных отношений?
– Они потребовали, чтобы мы освободили якобы самовольно занятый участок земли, который относится к землям, где государственная собственность не разграничена. Также суд нам вменил привести территорию в первоначальное состояние, т.е. снести и вывезти за свой счет железобетонный забор, ворота. Суд первой инстанции решил, что мы самовольно заняли земельный участок, а апелляция это подтвердила. Формально они правы. У нас не получилось ничего доказать в судах, хотя все документы сохранились – и акт приема-передачи участка, и платежка за него, и справки об оплате аренды.
– Что департамент планирует разместить на этом месте?
– Не имею представления. Дело в том, что на данном участке нельзя практически ничего строить, поскольку посередине его проходит ЛЭП федерального значения. Справа от нашей территории – земли бывшего садоводства «Наука», выкупленные москвичами, а слева – большая водонапорная станция. Для чего городу понадобилась земля под старейшей в Омске платной автостоянкой?! Я не понимаю этого решения. Тем более в существующих экономических и политических условиях. Платная автостоянка – это не просто место хранения транспортных средств, услуга для населения, это – малое предприятие, на котором работают люди. Почему никто не задумывается над тем, что они потеряют источник доходов? У меня много лет трудятся охранники, сторожа. Им нужна работа, чтобы содержать свои семьи. Оба моих ребенка выросли на этой стоянке. Это моя родная земля! А сейчас мне предлагают встать и уйти! Лучше бы городские власти озаботились тем, что каждый день на газонах во дворах стоят тысячи машин, нарушают закон. Из-за них к домам не могут подъехать ни пожарные автомобили, ни скорая помощь. А мы регулярно платим налоги в казну и не понимаем, зачем специально разваливать действующее, приносящее доход государству предприятие. Тем более сейчас, когда идет Специальная военная операция и средства очень нужны. Зачем давить и без того находящийся в стрессе бизнес?! Что это – глупость или злой умысел?