На сопутствующих услугах МУП «Банное хозяйство» зарабатывает полмиллиона рублей в месяц.
В ноябре на заседании комитета по вопросам ЖКХ Омского городского совета депутаты обсудили работу муниципальных бань.
Их в городе осталось 16. Пять сданы в аренду двум предпринимателям на пять лет. Об этом, отвечая на вопросы депутатов, сообщил и. о. руководителя МУП «Банное хозяйство» Иван ПЕРФИЛОВ. Он занимает пост директора учреждения с февраля 2023 года, когда сменил Виктора УМРИХИНА.
Депутат Алексей ПРОВОЗИН заинтересовался, сколько требуется Омску бань, чтобы выполнять необходимую социальную функцию по помывке населения. Оказалось, что город должен содержать 15-18 таких заведений.
— Я бы попросил посчитать еще раз – может быть, нормы изменились, и сократить до предела это количество. Позакрывать, насколько это возможно, – предложил Алексей ПРОВОЗИН.
– Какие положительные изменения произошли после объединения учреждений? – попросил пояснить глава комитета Сергей ФРОЛОВ.
– У нас сократилась штатная численность со 183 единиц до 138, что ежегодно позволяет экономить на заработной плате 3,7 млн рублей. «Косметику» мы каждый год проводили, а за счет экономии, полученной от заработной платы, запланировали более крупные ремонтные работы. Второе отделение планируем открыть в бане № 7 по ул. Ремесленной, – пояснил Иван ПЕРФИЛОВ.
– Честно говоря, не понимаю, как это можно на экономии фонда оплаты труда. Но не полезу, – заметил Сергей ФРОЛОВ и уточнил, как предприятие собирается гасить имеющуюся кредиторскую задолженность.
– При объединении у «Банного хозяйства» было 5 млн рублей, от «Банного комбината №2» пришло 15 млн рублей. Итого общая кредиторская задолженность составила 20,1 млн рублей. Из них просроченная – 17 млн рублей. В настоящее время кредиторская задолженность составляет 14 млн рублей, просроченная – 10. Она снизилась, – пояснил Иван ПЕРФИЛОВ, по сути так и не ответив на вопрос.
Также он рассказал, что в этом году предприятие получило 3,7 млн рублей из резервного фонда правительства Омской области – на помывку мобилизованных. А кроме этого, бани получают от муниципалитета средства, возмещающие им льготную помывку граждан.
– В 2021 году финансирование было 21 млн рублей с учетом льгот, в 2022-м – 19 млн рублей, в этом у нас только льготы – 5,8 млн рублей, – рассказал глава «Банного хозяйства».
Тут в разговор вмешалась директор департамента финансов Ольга ИЛЮТИКОВА и пояснила, почему цифры выглядят, как снижающееся финансирование:
– Суммы показаны с конца 2020 года, когда начался коронавирус и деньги давались на профилактику и приобретение моющих средств. А если говорить по льготам, то в 2020 году было возмещение разницы 3 млн рублей, в 2021 году – 4,8 млн рублей, в 2022 году – 5,5 млн рублей, в этом году – 5,8 млн рублей, т. е. идет увеличение. Но, естественно, происходит уменьшение средств на обработку помещений из-за коронавируса.
Сегодня тариф на одну помывку в муниципальных банях составляет 260 рублей. При этом экономически обоснованный ценник – 340 рублей.
Глава «Банного хозяйства» заверил депутатов, что арендованные бани будут использоваться только по прямому назначению. Когда депутат Юрий АРЧИБАСОВ удивился, почему бизнес может зарабатывать на помывке, а муниципалитет нет, заместитель мэра Омска Владимир КУПРИЯНОВ попросил его не спешить с выводами:
— Вы верно говорите. За одним логическим упущением. Люди будут зарабатывать? Давайте дождемся этого факта. У нас пока нет 100% уверенности, что арендаторы… Мы тоже на это надеемся. История покажет.
– Я считаю, что это анахронизм, – заявил Алексей ПРОВОЗИН. – Он сохранился в ФЗ-131. Это пережиток 19 века.
– Не соглашусь, – перебил его Сергей ФРОЛОВ. – Я периодически проезжаю мимо бани на Баранова, там всегда человек 15 стоят – ждут открытия. Для определенной категории людей, живущих в частном секторе, тех, кто привык ходить в баню, это есть, было и будет.
– Я не говорю, что баня как технология анахронизм. Это вечная штука, здорово. Вопрос в том, что есть денежки – и есть девушки. Нет денежек – нету девушек. Это моя субъективная точка зрения, – заметил Алексей ПРОВОЗИН.
В ходе обсуждения выяснилось, что омские бани зарабатывают и на продаже сопутствующих товаров, оказании услуг прачечных, предоставлении теннисных столов. Иван ПЕРФИЛОВ признался: в месяц все это дает около 500 тысяч рублей доходов. Цифра удивила Сергея ФРОЛОВА, но он не стал углубляться в тему.
– А как вы контролируете количество посетителей в бане? Не исключена ли возможность людям пойти в баню и заплатить 260 рублей не в кассу, а себе любимому? – заинтересовался Юрий АРЧИБАСОВ.
– Мы за этим очень следим, – заверил его и. о. директора бань. – У нас администраторы в банях – люди подобранные, мы им доверяем.
– Вообще не работает схема! Прям вообще! – перебил спикера Юрий АРЧИБАСОВ.
– Другой момент: на некоторых банях стоят камеры видеонаблюдения. Можно зайти и в режиме онлайн отследить продажу билетов. Человек зашел – билет прошел. Скажу честно, в кустах даже сидел сам лично.
– Стоп! Спасибо, – на самом интересном месте прервал директора муниципальных бань Сергей ФРОЛОВ.
Последним высказаться на тему решил депутат Аркадий ЛУНЕВ, который придерживается позиции необходимости сохранения муниципальных бань:
— В 131-ФЗ эта функция закреплена для режима ЧС, военного времени и для социально незащищенных слоев населения, которые у нас, к сожалению, есть. Давайте не рассуждать, как бы сделать так, чтоб в частную баню засунуть роту солдат и помыть в течение 30 минут, если вдруг наступит час Ч. Для этого и должны быть общественные бани. Мы их обязаны содержать. По поводу сокращения персонала: это хорошо, но в Омске на 50 человек безработных стало больше. Давайте исходить из того, что это режим ЧС. Мы уже прошли путь, и у нас нет бомбоубежищ, в которые мы сможем миллион человек спрятать.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты "Коммерческие вести" от 22 ноября 2023 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ.