П.Л. Драверта два раза ссылали, два раза он учился в одном и том же институте, его именем дважды называли улицы в Омске, дважды переставляли камень с именем «Петр Драверт» и даже дважды хоронили.
В Омском государственном историко-краеведческом музее состоялась публичная лекция «Учёный, путешественник, поэт», приуроченная к 145-летию со дня рождения Петра Людовиковича Драверта. Мероприятие проходило в рамках краеведческого лектория «Биографика». Лекцию прочитали Александр Александрович ТИХОНОВ, заведующий отделом научно-методической и просветительской работы Мультимедийного исторического парка «Россия – Моя история», и Алексей Петрович СОРОКИН, заместитель директора ОГОНБ имени А.С. Пушкина, председатель Омского РО Российский фонд культуры.
На публичной лекции шла речь о многочисленных гранях таланта известного ученого, поэта, писателя, краеведа, коллекционера, библиофила. Петра Драверта, олицетворявшего омское краеведческое сообщество в 1920-е – 1930-е годы. Печатаем выступления Александра ТИХОНОВА и Алексея СОРОКИНА в сокращенных вариантах.
Ведущая мероприятия – научный сотрудник редакционно-издательского отдела Ольга Валерьевна БЛИНОВА предоставила слово Александру ТИХОНОВУ:
«В своей лекции я расскажу о литературной деятельности Петра Людовиковича Драверта. Его литературный талант известен не только в Омске, но и в Кирове (старое название – Вятка), в Казани, в Якутске, в Томске, а также в других городах. Вот цитата одного из журналистов города Киров: «Это простой парень из Вятки видел скорые полеты в космос, что существует жизнь на других планетах. Он исследовал небесные тела и писал о них стихи».
Александр ТИХОНОВ зачитал цитату литературоведа, литературного критика, первого руководителя литературного кружка в Омском педагогическом институте Ефима Исааковича Беленького:
«Мать Драверта, Варвара Дмитриевна – ученица знаменитого русского филолога и литературоведа академика Срезневского, отличавшего ее среди других воспитанниц Смольного института. Она любила читать сыну стихи и поощряла его стихотворные опыты».
В автобиографическом письме к Марку Азадовскому Петр Драверт приводит и другие сведения о своей литературной родословной:
«Бабушка моя находилась в ближайшем родстве с поэтессой Ростопчиной. Мой дед Станислав Иванович любил литературу, писал стихи, в его доме бывали Герцен и другие выдающиеся ссыльные в городе Вятка».
Петр Людовикович вырос в литературной семье. Первый сборник его стихов «Тени и отзвуки» (Казань, 1904) выходит, когда Петр Людовикович был еще студентом. Сам Драверт о своем раннем творчестве писал:
«Порядочная дребедень, где сильно сквозит влияние Бальмонта».
Далее лектор делает ссылку на воспоминания Николая Никандровича Накорякова (1881–1970), участника революции 1905 года в Казани:
«С Дравертом мы все время спорили, вечерами я бывал у него дома, пили чай и опять спорили. Его можно назвать политическим идеалистом и мечтателем. Когда настала пора действовать в 1905 году, то Драверт полностью встал на сторону революции. Правда, и здесь он действовал слишком экспансивно. Например, стрелял с балкона своего дома по жандармам, а когда вступил в революционную дружину, то носил через плечо на красном шарфу саблю. Я помню, что он тогда был счастлив, так как жил революцией».
Александр Александрович зачитал письмо, которое Петр Людовикович написал из Якутии своему отцу:
«Моя бедная муза, как ни холодно ей, бедняжке, изредка посещает меня...»
На экране демонстрируются слайды из жизни Петра Драверта во время его ссылки в город Якутск. Во время пребывания Драверта в Якутске им написаны стихи «Ряды мгновений» (1908). В это же время он делал первые попытки написания прозы. В 1908 году в коллективном сборнике в Якутии появились его философская миниатюра «Поэт и смерть», подписанная инициалами «П.Л.Д.». В 1909 году он, под псевдонимом «Гектор Д.», опубликовал отдельным изданием «Повесть о мамонте и ледниковом человеке».
В Томске вышел сборник стихов «Под небом Якутского края», который принес поэту широкую известность. А чуть позже ему разрешили завершить учебу в Казанском университете. Александр ТИХОНОВ вновь делает ссылку на Ефима Беленького:
«Художественная зрелость приходит к поэту в сборниках «Под небом Якутского края» (1911) и «Стихотворения» (1913). В них определяются две основные, часто переплетающиеся линии его поэзии – научная и сибирская, составившие самое ценное в поэтическом наследии Драверта».
Во время работы в Омском сельскохозяйственном институте Петр Людовикович стал наставником для множества талантливых студентов. Среди них были писатель Сергей Павлович Залыгин, поэт Леонид Николаевич Мартынов и другие. Они восхищались своим учителем не только как поэтом, но и как ученым.
Далее Александр ТИХОНОВ цитирует научного сотрудника музея Юлию Прокопиевну Зародову:
«К концу 1930-х годов в Омске сложилась сильная литературная группа, в которую входили как уже известные сибирские писатели во главе с П.Л. Дравертом, так и начинающая талантливая молодежь. Это было время расцвета творчества Леонида Мартынова, Сергея Залыгина, Марка Юдалевича и других. С 1939 года начал выходить коллективный сборник «Омский альманах». Вместе с тем проходили писательские «четверги», устраивались областные писательские конференции».
Геохимик, минералог, профессор Академии РАН и вице-президент АН СССР Александр Евгеньевич Ферсман знал наизусть многие стихи Драверта и с увлечением декламировал их у вечерних костров своим соратникам по геолого-минералогическим экспедициям. Александр Ферсман в своей книге «Воспоминания о камне» так пишет о Петре Драверте:
«Я читал замечательное стихотворение в прозе. Оно было написано в годы юности горячим революционером Казани. Его глаза горели огнем борьбы и гнева, когда речь шла о царе и жандармах».
Посмертно выходили два сборника Петра Драверта – это «Стихи о Сибири» (Омск, 1957) и «Северные цветы».
Во время лекции Александр ТИХОНОВ прочитал несколько стихотворений Петра Драверта. Вот одно из них:
«Самоедскую девушку с круглым лицом
Одарю я в знак дружбы ножом и кольцом.
Знаю: если полюбит она –
Выпьет чашу со мною до дна.
Я пойду в ее дымом пропитанный чум,
Где не слышен ни фабрик, ни города шум,
Скажет тихо с порога: «Войди»,
Знаю – буду у ней на груди...»
Далее Ольга Валерьевна БЛИНОВА предоставила слово Алексею СОРОКИНУ. Алексей СОРОКИН сказал:
«Александр ТИХОНОВ прочитал лекцию о литературной деятельности Петра Драверта, а я добавлю к ней как составляющую историческую деятельность Петра Людовиковича. Напомню, что Петру Драверту были посвящены научно-практические конференции, которые проходили в библиотеке имени А.С. Пушкина. «Первые Дравертовские чтения» состоялись 25 ноября 2014 года и были они посвящены 135-летию Петра Драверта. «Вторые Дравертовские чтения» проходили 19 и 20 ноября 2019 года. 24 апреля 2021 года сотрудниками Центра краеведческой информации библиотеки имени А.С. Пушкина была проведена конференция, которая была посвящена научной и творческой деятельности Петра Людовиковича Драверта. Название конференции – «Поэт земли и звезд». В работах конференций приняли участие ученые, краеведы, преподаватели вузов, учителя школ и студенты».
Алексей СОРОКИН пересказал биографию Петра Драверта:
«Петр Людовикович Драверт родился в 1879 году в городе Вятка (ныне Киров) в семье чиновника Людовика Станиславовича Драверта, который был судебным чиновником. По одной из версий, отец Людвиг (Людовик) Драверт был потомком попавшего в русский плен и затем обрусевшего наполеоновского офицера. Мать Петра умерла довольно рано, когда ему было 13 лет. Именно она привила сыну любовь к поэзии и всячески поддерживала его первые стихотворные опыты. Петр Людвикович поступил учиться на физико-математический факультет в Казанский университет. За участие в революционном движении был отправлен в ссылку на 10 лет. Сначала в близкую Пермскую губернию, а затем в далекую Якутию. В ссылке он продолжал заниматься исследованиями полезных ископаемых Якутии. Изучал побережье реки Лена и соляные озера. В 1911 году на его труды обратил внимание будущий академик В.И. Вернадский. По его ходатайству Драверта отправили из Якутии в Томск под гласный надзор полиции. После долгого ходатайства ему разрешили продолжить учебу в Казанском университете».
У Петра Людовиковича Драверта самая активная пора в его научной деятельности связана с Омском:
«С 1918 года по 1940 год он работал в высших учебных заведениях города. Большую часть времени – в сельхозинституте, сегодня это ОмГАУ имени П.А. Столыпина. Драверт принимал участие в первой советской метеоритной экспедиции, составил каталог ярких болидов, которые он наблюдал в Западной Сибири. Исследовал редкое природное явление – аномальные звуки, которые иногда сопровождают полет метеоритов. Он даже дал им имя «электрофонные болиды», которое в научной среде стало общепринятыми. На этот период приходятся открытия в области археологии. Так на берегу казахстанского озера Жасыбай в одном из гротов Драверт обнаружил и описал наскальные рисунки. В 1920-е – 1930-е годы сталинских политических репрессий несчастье не обошло его стороной. Драверт насколько раз был арестован органами ВЧК-ОГПУ. В 1938 году его сын Леонид был арестован и осужден по политической статье. В последние годы жизни, во время Великой Отечественной войны, им были созданы для оборонной промышленности работы о полезных ископаемых. В военные годы Драверт работал в Омском краеведческом музее, преподавал юннатам минералогию».
Алексей СОРОКИН продолжил:
«В настоящее время книжная коллекция Петра Драверта хранится в Омской государственной библиотеке имени А.С. Пушкина. Объем коллекции Петра Людовиковича Драверта в библиотеке составляет 2538 экземпляров. Из этого числа 230 экземпляров – с автографами. Хронологические границы книжного собрания – с 1763 года по 1945 год. Библиотека Драверта состоит из книг на русском языке, но и встречаются книги на французском, английском, немецком, венгерском, польском, латинском языках».
Значительная часть коллекции имеет владельческий книжный знак – штемпель:
«30 экземпляров имеют книжный знак его отца – Людвига Станиславовича Драверта, в форме ярлыка с аббревиатурой «ЛД», большинство экземпляров – с личной подписью владельца библиотеки «П. Драверт». В редких книгах встречается экслибрис П.Л. Драверта, который создал омский художник Е.А. Крутиков в 1933 году. Вместе с личной библиотекой в фонд библиотеки поступил и живописный портрет Петра Драверта, выполненный в 1934 году П.Н. Горбуновой».
Алексей Петрович СОРОКИН сказал:
«Я впервые узнал о Петре Драверте, когда учился на первом курсе исторического факультета Омского педагогического института, на лекции, которую проводил доктор исторических наук Михаил Ефимович Бударин. Далее мой интерес к Драверту привел меня в библиотеку имени А.С. Пушкина. Дополнительные знания о Драверте получил из рассказов писателя и журналиста Александра Лейфера. Участвовал в спорах и установке камня с именем «Петр Драверт» на Аллее литераторов».
После показа слайдов на экране Алексей Петрович продолжил читать лекцию:
«В Омске существовала улица имени Драверта. В 1984 году, по непонятным причинам, улица Драверта была переименована в Бульвар Архитекторов. К переименованию улицы омичи отнеслись по-разному. После долгих споров горсовет поддержал идею инициативной группы историков и краеведов о присвоении имени омского ученого одной из улиц города. Второй раз именем Драверта назвали улицу, которая расположена на окраине Омска».
31 июля 2009 года в рамках празднования дня основания Омска на бульваре Мартынова (более известного как Аллея литераторов), был открыт камень в честь Петра Людовиковича Драверта:
«На белом камне высечено: «Петр Драверт». При реконструкции улицы камень был сдвинут от своего первого места установки. Так что число «два» для Петра Драверта стала знаковым: два раза учился в одном и том же университете, два раза побывал в ссылке, два раза называли его именем улицу и даже два раза хоронили. Первый раз – на Казачьем кладбище, а второй раз его перезахоронили (1961) на Старо-Восточном».
В заключение Алексей СОРОКИН сказал:
«В Центре краеведческой информации в библиотеке имени А.С. Пушкина в лекционном зале на стене висит картина, на которой изображен Петр Драверт в своем рабочем кабинете. Считаю, что замысел автора картины Бориса Александровича Спорникова (1930–2005) передан точно. На ней Петр Драверт всматривается в ночное небо, на котором видна звезда. Ее художник изобразил правой части полотна».
Фото © Алексей ОЗЕРОВ