Сказочная история рассказывает об испытаниях, которые надо пройти на пути к себе.
Собственную инсценировку сказки Ганса-Христиана Андерсена поставила в Омском театре куклы, актера, маски «Арлекин» режиссер из Санкт-Петербурга Ксения ПАВЛОВА. Будучи человеком молодым, она создает достаточно современную историю о взрослении в мире, который тебя отвергает, о сложном вхождении в социум. И хотя у спектакля возрастной ценз 6+, понятнее он будет скорее подросткам. Но, безусловно, детей увлекают и прекрасные планшетные куклы, и натуралистические декорации, которые до и после спектакля (он идет в Малом зале) становятся фотозоной, и бесхитростная поверхность сюжета.
Сценография спектакля (художник-постановщик Наталья БАКУЛЕВА, художник по свету Ксения КОЗЛОВА) очень атмосферна. Сцену заполняют камыши, через которые проходят старенькие мостки. Тут летают светлячки, квакают лягушки. В оформлении спектакля используются элементы теневого театра и видеопроекция, благодаря которой над заросшим водоемом присутствует небо с облаками, звездами, летящими птицами.
«Хорошо было так, стояло лето», – начинает Рассказчик, он же, догадываемся, Андерсен (Эдуард ПАВЛИНЦЕВ). Сказку «Гадкий утенок» часто воспринимают завуалированной биографией автора. И сейчас история начинается как рассказ-воспоминание о детстве. В камышах появляется шумная компания мальчишек (актеры Алексей ГОРБУНОВ, Александр ГАЛАХОВ, Андрей НАБИВАЧЕВ), которые буквально ходят на головах, дурачатся, троллят друг друга, а больше всего – единственную среди них девчонку (Александра БАТУРА). Ага, она все еще играет в куклы! Вот опять нашла какую-то.
Найденная кукла – красивая уточка. Она и будет мамой-уткой, которая вместе с обычными яйцами высидела странное, крупнее прочих, и в выводке красивых утят оказался большой, неуклюжий. С волнением мама-утка представляет его обитателям птичьего двора. И волнения ее не напрасны. «Такой, такой!» – одобряют они двух ее утят. «Другой!» – словно клеймо получает третий.
Быть «другим» трудно: над тобой смеются, тебя клюют, оттесняют от кормушки. Оказавшись изгоем в обществе домашней птицы, Гадкий утенок (Андрей НАБИВАЧЕВ) сбегает на свободу – к диким гусям. Тут он впервые видит полет, который завораживает его, ведь домашние птицы не летают. Но появляются охотники с ружьями и собаками, и оказывается, что свобода тоже дорого стоит…
Превращение угловатого птенца в прекрасного лебедя – в этом и был секрет непохожести – играется живым планом. Актер стягивает с себя серый «безразмерный» свитер и, оставшись в белой рубашке, с которой слетают невесомые перышки, делает широкие взмахи руками: герой сказки наконец-то присоединяется к стае равных себе.
По словам режиссера Ксении ПАВЛОВОЙ, она делала спектакль про внутренний потенциал, про то, как важно всегда оставаться собой и не бояться быть не принятым – ведь где-то ты обязательно встретишь тех, с кем будешь на одной волне. Усекновение значительной части текста, замена многих реплик на «кря-кря» и «так-так», а также символизм финала, повторюсь, делают спектакль не слишком понятным для раннего школьного возраста. Но это значит, дети будут задавать вопросы родителям, что даст повод для доверительного, откровенного разговора. И это тоже хорошо.
Фото © Омский театр куклы, актера, маски «Арлекин»