Все рубрики
В Омске четверг, 13 Июня
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 89,0214    € 95,7391

На лекции показали кинокадры и фотографии, снятые иностранцами в Омске в 1918–1919 годах

2 мая 2024 14:01
5
2025

Фото и видео, сделанные сегодня профессионалами и любителями, в будущем станут историческими материалами. 

В конференц-зале Центра изучения истории Гражданской войны Исторического архива Омской области (Иртышская набережная, 9) состоялась публичная лекция под названием «Белый Омск: к осмыслению очередных находок кинохроники». Мероприятие проводилось в рамках цикла тематических мероприятий, приуроченных к 150-летию со дня рождения Верховного правителя России А.В. Колчака (1874–1920). 

Лекцию провел ведущий архивист Центра изучения истории Гражданской войны Исторического архива Омской области, кандидат исторических наук Максим Максимович СТЕЛЬМАК. 

Во время выступления на экране демонстрировались малоизвестные фотографии и еще почти не интерпретированные историками и краеведами кинокадры, снятые в Омске первой половины 1919 года. Хроникальные кадры были сделаны американскими и французскими кинооператорами, которые сопровождали иностранные военные и дипломатические миссии, содействовавшие в Сибири белому движению. Наряду с кинохроникой посетителям лекции были представлены фотографии Омска 1918–1919 годов, которые позволили атрибутировать представленные видеокадры. 

Во время выступления Максим СТЕЛЬМАК представил четыре небольших отрывка кинохроники, на которых запечатлен Омск в 1919 году в период власти Российского правительства А.В. Колчака. 

Лектор подробно охарактеризовал каждый видеофрагмент. Пришедшие послушать лекцию смогли увидеть представленные историком старинные фотографии Омска. Лекция еще была интересна тем, что Максим СТЕЛЬМАК подробно рассказывал, по каким признакам он определял и вычислял, что снимок сделан именно в Омске, а не в другом городе Сибири. 

Свой рассказ докладчик начал с французской кинохроники, показывающий Омск весной 1919 года. Этот сюжет СТЕЛЬМАК обнаружил год назад в открытом доступе в интернете. И хотя продолжительность видео – всего три минуты, но оно интересно прежде всего как историческая составляющая повседневной истории Омска. 

На одном из интернет-ресурсов было указано, что киносъемка проходила в Екатеринбурге в 1919 году. Но, по мнению Максима Максимовича, небольшой отрезок на видео, длившийся около минуты, снимали в Омске. Вот по каким признакам историк определил, что кадры сделаны в нашем городе: 

«В кадре хорошо узнается здание Французской военной миссии. Хорошо виден на крыше дома французский флаг. Здание сохранилось до наших дней. Попал на фотографию хорошо узнаваемый дои на пересечение улиц (ныне это улицы 10 лет Октября и 30 лет ВЛКСМ). На фото – генерал Морис Жанен на крыльце французской миссии в Омске. Перед зданием выступает британский военный оркестр. Недалеко стоит французский дивизионный генерал, глава французской военной миссии Морис Жанен. На заднем плане можно увидеть двухэтажный деревянный дом. Сейчас его уже нет, но этот дом попадал на омские фотографии в 1950-е годы. Можно предположить, что это двухэтажный деревянный доходный дом на четыре квартиры, принадлежал предпринимателю Александру Николаевичу Дунья-Оглу (в 1919 году он в белом Омске значился еще и представителем греческой колонии)». 

На снимке – французский генерал Жанен. Он неоднократно посещал Омск.

На фотографии – британский военный оркестр. Это фотография сделана не в Омске. Максим СТЕЛЬМАК пояснил, что снимок, по всей вероятности, сделан в Архангельске. Как правило, оркестры играли на торжествах или на встречах высоких английских военных и гражданских чинов.

Максим СТЕЛЬМАК продолжил: 

«Следующий фрагмент на видео был снят американцами в Омске примерно в январе-феврале 1919 года. Его уже достаточно давно разместили на YouTube американские архивисты, за что им большое спасибо. В кадр попало здание на улице Тарской, дом №18, где ныне располагается Арбитражный суд Омской области. В кадр попадает американский флаг на здании. Видимо, часть здания была отдана для размещения американских дипломатов».

Максим СТЕЛЬМАК также рассказал, что он обнаружил в Государственном архиве Российской Федерации в Москве любопытный документ, исходящий от правительства А.В. Колчака. По его содержанию можно определить, что Омск был переполнен беженцами и военнопленными, которые начали прибывать еще с начала Первой мировой войны. Они же продолжали приезжать в город и во время Гражданской войны. Согласно информации в документе, жилья в Омске не хватало. Однако в Омск постоянно приезжали дипломаты, представители иностранных миссий. В указанном документе, в связи с этим, предписывалось выделять для членов иностранных миссий помещения для работы, квартиры, в том числе, и на улице Тарской. 

Максим Максимович показал кадр, на котором снят генеральный консул США Эрнест Гаррис в своем кабинете в здании на Тарской: 

«Гаррис был человеком довольно правых взглядов, активно поддерживал адмирала Колчака, старался, чтобы за границу не попала информация, показывающая омскую власть в дурном свете».

О том, как определил местоположение здания и коммерческую деятельность американца Эрнеста Гарриса, Максим СТЕЛЬМАК рассказал: 

«Но если присмотреться, то на здании можно увидеть вывеску «Международная компания жатвенных машин в России». Эта организация (вместе с квартирой управляющего) находилась в Омске в этом здании до революции и при белых. Это американская компания, имеющая свои филиалы в городах России. По некоторым воспоминаниям современников известно, что Гаррис, хоть и находился на государственной службе США, имел отношение к бизнесу по продаже жатвенных, сельскохозяйственных машин».

Евгений Евгеньевич Колосов – революционер, по сути, один из основателей партии эсеров, находившийся в годы Гражданской войны в Сибири и занимавший антибольшевистскую и антиколчаковскую позицию – посещал Гарриса в начале 1919 года. В то время Колосов в частном порядке расследовал расстрел колчаковскими военными в Омске депутатов и деятелей Учредительного собрания и пытался получить у Гарриса помощи в предании гласности истории этого убийства, но американец отказался содействовать.

Кинооператор заснял Гарриса и членов американской миссии, а также не установленных пока российских деятелей на улице у здания на Тарской. Лектор продемонстрировал некоторые советские фотографии этого здания, которые (по виду и расположению окон, кирпича, кладки, дверей) помогли ему вычислить именно это здание. Вместе с тем историк отметил, что в кинохронике видно, что здание №18 на Тарской имело арку у входа во двор, но уже к концу 1940-х годов она оказалась утраченной.

Третий фрагмент кинохроники также снят американцами. Здесь показан Омск весной или в начале лета 1919 года. Историк указал, что это не его находка, что около трех лет назад ссылку на видео прислал один из посетителей Центра изучения истории Гражданской войны. В данной кинохронике сразу можно определить, что это Омск. Хорошо узнаются Соборная площадь, Успенский собор. На площади стоят деятели белого движения, а также представители иностранных военных и гражданских миссий. Узнается и фигура Мориса Жанена. В этой же кинохронике показаны кадры деревни близ Омска. По мнению докладчика, это может быть поселок Захламино, либо Николаевка.

Максим СТЕЛЬМАК выразил надежду, что в будущем сможет поехать в командировку в США для работы в архивах, с целью выявления новых кино и фотодокументов, на которых можно увидеть Омск в 1918–1919 годах. В заключение лектор отметил, что свои находки он не считает сенсацией. Однако они являются важными кусочками той мозаики, из которой складывается история Гражданской войны.

Автор статьи попросил прокомментировать лекцию «Белый Омск: к осмыслению очередных находок кинохроники» руководителя Центра изучения истории Гражданской войны Исторического архива Омской области, доцента ОмГТУ, кандидата исторических наук Дмитрия Игоревича ПЕТИНА, который отметил: 

«Визуальные источники – фотографии и видеоматериалы – к сожалению, не так часто используются историками как самостоятельный ресурс для исследований. А между тем фотокадры, но особенно кинохроника, – это способ сделать прошлое наглядным. Благодаря визуальным источникам, в ряде случаев мы можем внести ценные дополнения к социальной и повседневной истории, а также краеведению того или иного периода. Если ранее неизвестные омские фотографии периода Гражданской войны еще, так или иначе, выявляются в фондах архивов, музеев и частных коллекциях, то кинохроника – это уже значительная редкость. И данную атрибуцию видеокадров можно назвать весьма важным событием для научного сообщества. Омские историки-архивисты всегда с радостью делятся с публикой результатами проведенных исследований. Новые кадры войдут в состав кинолектория, демонстрируемого посетителям Центра изучения истории Гражданской войны».

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Бумагин 8 мая 2024 в 11:01:
Мне понравилось, как Дмитрий Петин сказал. По делу. Видно, что в теме и специалист
Новый краевед 4 мая 2024 в 07:15:
А мне кажется очень достойный, качественный материал. Интерсное дополнение к уже известным фактам
Умная курица 3 мая 2024 в 12:23:
Вы почитайте: интерсный материал, увлекательная лекция. Никаких белых/красных. Просто история Омска в непростое время. Неважно кто хронику снял. Благо что есть она в принципе
Илья Знаменский 3 мая 2024 в 09:41:
Да и автор материала коммунистом был. А теперь Колчак у него родной. ((
Ла 3 мая 2024 в 09:21:
Красные дъяволята перестали критиковать Колчака? И мероприятия в честь адмирала проводят! Ах, неужели! Замаскировались под краеведов! У, лютые бальшевики я их назквозь вижу!
Показать все комментарии (5)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.