Судя по комментариям минздрава области, ситуацию пытаются представить, как «единичные случаи» и «человеческий фактор», но это не так.
Представляем читателям еще один непубличный фрагмент из ежегодного доклада уполномоченного Омской области по правам человека Ирины КАСЬЯНОВОЙ. Ее устное выступление в апреле перед депутатами Законодательного собрания было значительно более кратким:
— К Уполномоченному обратился гражданин Ф., супруга которого, получавшая лечение от онкологического заболевания в медицинских организациях Омской области, скончалась в апреле 2023 года. Минздрав области, рассмотрев обращение заявителя, не усмотрел в данном случае признаков некачественного или несвоевременного оказания медицинской помощи.
В ходе работы с обращением Ф., в котором он подверг обоснованному сомнению объективность рассмотрения его жалобы Министерством здравоохранения Омской области, после консультации Уполномоченного была организована и проведена экспертиза качества медицинской помощи, оказанной онкологическому пациенту, итоги которой оказались иными.
Экспертами качества были сделаны заключения о нарушении права гражданина на качественную медицинскую помощь, включая нарушения стандартов медицинской помощи по профилям «онкология» и «неврология», неадекватную тактику обезболивающей терапии пациентке с хроническим болевым синдромом и онкологической патологией, нарушение по вине медицинской организации преемственности в оказании медицинской помощи. Заявителю Ф. была оказана исчерпывающая юридическая помощь для реализации своего права судебной защиты.
В сфере внимания Уполномоченного оказался печальный случай, связанный с летальным исходом в БУЗОО «ГК БСМП № 1». Ветеран боевых действий Ш., 1948 года рождения, ранее обращался с жалобой на затягивание сроков оформления документов на МСЭ, с которой он столкнулся в поликлинике БУЗОО «Городская больница № 9».
После консультации Уполномоченного и обращения заявителя в страховую медицинскую организацию, экспертами качества был выявлен ряд серьезных дефектов качества оказания медицинской помощи на предшествующем этапе его стационарного обследования, препятствующих своевременной подготовке необходимых документов врачебной комиссией медицинской организации, к которой он был прикреплен по месту жительства.
Произошедшая в дальнейшем экстренная госпитализация Ш. в стационар БУЗОО «ГК БСМП № 1» завершилась, к сожалению, летальным исходом. В итоге, проведенная страховой медицинской организацией внеплановая мультидисциплинарная экспертиза качества медицинской помощи выявила нарушения, приведшие к ухудшению состояния здоровья пациента, либо создавшие риск прогрессирования имевшегося заболевания, отсутствие в медицинской документации результатов обследований, наличие признаков искажения сведений (дописки, исправления, «вклейки», полное переоформление с искажением сведений о проведенных диагностических и лечебных мероприятиях).
Уполномоченным в своих докладах неоднократно было указано на недопустимость нарушений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области. Однако, в очередной раз приходится констатировать, что необоснованное взимание денежных средств с граждан, обращающихся за медицинской по[1]мощью в бюджетные учреждения Омской области, до сих пор имеет место.
Подобные случаи, по данным страховых медицинских организаций, отмечены в БУЗОО «Клинический онкологический диспансер», БУЗОО «Большереченская ЦРБ», БУЗОО «Одесская ЦРБ», БУЗОО «Омская ЦРБ», БУЗОО «Усть-Ишимская ЦРБ», БУЗОО «Калачинская ЦРБ», БУЗОО «Городская поликлиника № 8» и др.
В ряде случаев, медицинскими организациями добровольно компенсированы расходы пациентов. Однако имели место и примеры, когда для возврата своих денежных средств пациентам приходилось обращаться в суд. Так, в конце 2023 – начале 2024 года в ряде федеральных СМИ прозвучала информация о «приписках в омских больницах» («Российская газета» от 13 декабря 2023 года, «Комсомольская правда» от 15 декабря 2023 года, телеканал «НТВ» программа «Сегодня» от 9 января 2024 года).
Имелись в виду случаи, озвученные прокуратурой Омской области. В результате проверок ряда бюджетных учреждений здравоохранения Омской области обнаружились записи в электронных картах пациентов медицинских услуг, которые по факту им не оказывались.
По данным страховых медицинских организаций, подобные факты были установлены в БУЗОО «Городская больница № 17», БУЗОО «Городская клиническая больница № 11», БУЗОО «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 2», БУЗОО «Городская поликлиника № 1», БУЗОО «МСЧ № 9» и ряде других больниц и поликлиник как города, так и области.
Напомним, что на факты приписок, в частности при проведении диспансеризации взрослого населения, Уполномоченный указывал в своих докладах за 2013 и 2014 годы. Однако, складывается впечатление, что этот сигнал не был воспринят всерьез.
И в настоящее время, судя по комментариям Минздрава области, ситуацию пытаются представить, как «единичные случаи» и «человеческий фактор». Между тем, ТФОМС из года в год публикует данные о конкретных суммах финансовых санкций, наложенных на медицинские организации за предоставление недостоверных данных, а в итоговой информации о работе в 2022 году, при анализе жалоб застрахованных лиц, ТФОМС прямо указывает на то, что среди «прочих» причин, большинство жалоб связано с отражением на портале ЕГПУ информации о медицинских услугах, которые не оказывались медицинскими организациями.
Сотрудниками аппарата Уполномоченного, при запросе данных из личных кабинетов на портале Госуслуг, также была получена информация, подтверждающая факты оказанных им несуществующих медицинских услуг. Информация об этом была передана в соответствующие страховые медицинские организации.
В 2023 году по сведениям прокуратуры Омской области было разрешено свыше 700 жалоб по вопросам нарушения законодательства о здравоохранении. Как правило, в заявлениях гражданами приводились доводы о нарушениях порядка оказания медицинской помощи, несоблюдении сроков проведения диагностических исследований, получения консультаций врачей-специалистов.
Всего в анализируемый период органами прокуратуры выявлено 2,2 тысячи нарушений законодательства, в связи с чем внесено более 600 актов прокурорского реагирования, 552 должностных лица привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.
Подобное положение дел в социально значимой отрасли региона не может не тревожить и должно послужить основанием более серьезного подхода к совершенствованию внутреннего контроля качества в подведомственных Минздраву Омской области медицинских организациях. Об этом неоднократно указывалось в рекомендациях Уполномоченного региональному органу управления здравоохранением