Муниципалитету удалось снизить расходы на обслуживание муниципального долга.
17 июля на заседании Омского городского совета мэр Омска Сергей ШЕЛЕСТ выступил с отчетом о работе администрации в 2023 году.
Ремонт школ
Глава города начал свое выступление с одной из самых сложных тем – капитального ремонта школ. В прошлом году в Омске начался масштабный ремонт учебных заведений.
— Благодаря президентской инициативе, а также народной программе партии «Единая Россия» в 2023 году мы выполнили капремонт в двух образовательных учреждениях – школе № 3 и гимназии № 75 и обеспечили подготовку проектно-сметной документации еще для 14 таких же объектов. После завершения данных работ более 12 тыс. ребят смогут заниматься в нормальных современных условиях, – рассказал Сергей ШЕЛЕСТ и заметил: – На пути выполнения этой задачи мы столкнулись с рядом системных проблем, которые характерны не только для Омска, но и для региона и всей страны в целом. Один из ключевых рисков – острая нехватка надежных, ответственных, а главное – грамотных специалистов в подрядных организациях. Конечно, с этими трудностями справляться необходимо общими усилиями – и в этом нам помогают надзорные органы, поддерживает областное правительство и лично губернатор Виталий Павлович ХОЦЕНКО.
Мэр города напомнил депутатам, что сложности были при строительстве школы в мкр Серебряный берег, многоквартирного жилого дома для переселения граждан из аварийного жилья на улице 6-я Станционная, при капитальном ремонте гимназии № 88.
— Нам пришлось расторгать контракты с подрядчиками, которые не выполнили свои обязательства, и привлекать на конкурсной основе новых. Уверен, что все предпринятые действия были правильными и обязательно дадут нужный результат. Также убежден, что темпы развития городской социальной инфраструктуры необходимо наращивать. Особенно в части строительства новых объектов, в том числе с привлечением различных механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства, – подчеркнул глава города и привел пример: – Сейчас благодаря концессионному соглашению в новом микрорайоне Кузьминки на Левобережье заканчивается строительство школы на 1122 места.
Мосты и дороги
Значительное место в выступлении главы города было посвящено ремонту дорог и мостов в Омске.
— Мы получили, по сути, новый инженерный объект, отвечающий всем современным требованиям, который прослужит омичам минимум полвека без серьезного вмешательства, – отметил Сергей ШЕЛЕСТ, говоря о Ленинградском мосте: – Рядом с ним появилась развязка, связывающая Ленинградский проспект и ул. 3-я Островская. Общий объем вложений в эти два проекта превысил 2,1 млрд рублей.
Мэр Омска рассказал о планах ремонта еще двух городских мостов – им. 60-летия ВЛКСМ через Иртыш (у Телецентра) и Комсомольского через Омь. В прошлом году для них начали разрабатывать проектно-сметную документацию. По мосту у Телецентра она уже готова, ремонт планируется начать в текущем году. Затраты на него составят более 3 млрд рублей.
Отметил Сергей ШЕЛЕСТ и важность реконструкции дороги – ул. 10 лет Октября – Сыропятский тракт. В прошлом году работы на этой транспортной артерии были начаты, основные планируется выполнить в 2024 году. В целом вложения в проект превысят миллиард рублей.
— Новая четырехполосная дорога поможет существенно разгрузить восточную часть города и станет частью обновленного транспортного коридора, дублирующего федеральную трассу на участке от Калачинска до Омска с интенсивным трафиком движения, – подчеркнул в своей речи мэр.
Он отметил, что комплексный ремонт дорог по нацпроекту в Омске идет с опережением сроков: в 2023 году (на год раньше запланированного) подрядчики приступили к работам на улицах Заозерная, Волочаевская, Омская и на Театральной площади. А всего за 2023 год по нацпроекту удалось привести в порядок 14 городских дорог протяженностью более 16 км, сделать аварийно-восстановительный ремонт дорожного покрытия на площади 478 тыс. кв. м. В этом большая заслуга структурного подразделения администрации города – Управления дорожного хозяйства и благоустройства. И Сергей ШЕЛЕСТ отдельно остановился на данной организации:
— Конечно, остро стоит вопрос обновления материально-технической базы. У УДХБ по нормативам, исходя из площади города, должно быть 1840 единиц техники, порядка 5,5 тыс. рабочих. По факту имеется только 710 единиц со средним износом в 72% и чуть более 1,5 тыс. сотрудников, открыто 267 вакансий. Ситуация объективно непростая, но мы планомерно решаем стоящие перед предприятием задачи. Так, в прошлом году приобретено 23 единицы новой спецтехники. Данную работу обязательно продолжим и дальше на системной основе – соответствующие договоренности с губернатором Виталием Павловичем ХОЦЕНКО имеются. Сегодня совместно с областным правительством прорабатываем вопрос получения в рамках нацпроекта миллиард рублей на техническое перевооружение УДХБ.
Приобрести планируется подметально-уборочные и комбинированные дорожные машины, работающие на метане.
На плечах УДХБ в том числе лежит системная работа по обновлению и укреплению зеленого каркаса города. В 2023 году Управление дорожного хозяйства и благоустройства вместе с предприятиями и жителями Омска высадило на улицах города более 13 тыс. деревьев и 29 тыс. кустарников. Интересно, что тысяча деревьев и 7 тыс. кустарников были взяты из муниципального питомника.
— Это сэкономило нам примерно 6,5 млн рублей бюджетных средств. По оценке специалистов, потенциал у питомника есть, – отметил градоначальник.
Меценатство
Сергей ШЕЛЕСТ рассказал и о достижениях в управлении муниципальным бюджетом:
— Не секрет, что с каждой полученной в виде налогов сотни рублей в городе остается только четыре рубля. Омск – крупный промышленный центр с внушительной налоговой базой, что не отражается на размере бюджета. Именно поэтому такое большое значение мы уделяем повышению эффективности в сфере управления муниципальными финансами. За счет своевременно принятых мер нам удалось снизить расходы на обслуживание муниципального долга. А благодаря взаимодействию с вышестоящими органами – региональной властью, депутатами горсовета – бюджет Омска в 2023 году достиг рекордной отметки – почти 41 млрд рублей.
Сумма внушительная, но на все нужды миллионного города ее недостаточно.
— С большой благодарностью отношусь к тем людям, предприятиям, которые помогают городу – вкладывают свои финансы в развитие той или иной сферы. По итогам 2023 года заключено еще 17 соглашений о взаимодействии между образовательными учреждениями и меценатами по вопросам оказания помощи в проведении ремонтных работ, благоустройстве. Отрадно, что среди меценатов есть и депутаты горсовета, – отметил мэр и подчеркнул, что проект «Меценатство», начатый им в первый же год руководства городом, вышел на новый уровень: – Благотворители теперь помогают не только школам. Особо выделю ряд дорогостоящих проектов, реализованных меценатами и имеющих социально-культурное наполнение. В 2023 году благодаря группе компаний «Титан» и лично Михаилу Александровичу СУТЯГИНСКОМУ на Иртышской набережной появился памятник основателю Омска Ивану Дмитриевичу Бухгольцу. Он стал новым символом города. На средства известного российского благотворителя Сергея Павловича КОЗУБЕНКО на набережной Оми открыли уникальную Аллею олимпийских и паралимпийских чемпионов. А менее чем через месяц, в августе, эта Аллея пополнится еще шестью новыми бюстами в честь наших прославленных спортсменов.
Чистый воздух
Тема экологии тоже нашла отражение в докладе Сергея ШЕЛЕСТА. Он рассказал, что в 2023 году Омск стал активным участником федерального проекта «Чистый воздух» нацпроекта «Экология», благодаря чему в городе было газифицировано 2354 домовладения на 329 млн рублей. Кроме того, досрочно завершилась рекультивация свалки твердых бытовых отходов в Центральном округе. Сегодня еще на трех полигонах ТКО – в Советском, Кировском и Ленинском округах – идет рекультивация. В целом в ликвидацию четырех полигонов вложены 8 млрд рублей инвестиций.
Улучшает экологию Омска и обновление подвижного состава городского транспорта. В прошлом году Омск получил 30 новых автобусов и 40 троллейбусов (в том числе благодаря нацпроектам).
— Мы по-прежнему делаем ставку на экологические виды транспорта – автобусы, работающие на природном газе, и электрический транспорт, – подчеркнул Сергей ШЕЛЕСТ и рассказал: – В 2023 году мы продолжили работать над созданием условий для развития системы электротранспорта. Инфраструктурный бюджетный кредит позволил нам не только приобрести новые троллейбусы, но и приступить к реконструкции бульвара Архитекторов (а это почти 2 млрд рублей), завершить строительство новых тяговых подстанций и дополнительно проложить контактную сеть». По словам мэра, проведенные работы позволят уже в конце 2024 – начале 2025 года запустить новые троллейбусные маршруты, соединяющие Левобережье с другими районами города.
Сергей ШЕЛЕСТ завершил доклад на оптимистичной ноте:
— Убежден, мы в состоянии найти правильные ответы на все вызовы времени. Задача каждого члена моей команды не просто не снижать взятых темпов развития, а сделать все от нас зависящее, чтобы с каждым днем жители нашего города чувствовали хоть небольшие, но ощутимые перемены к лучшему.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 24 июля 2024 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ