Карским экспедициям советское правительство будет уделять особое внимание для развития Арктики в 1920-е – 1930-е годы.
В конце 1918 года в Омске в Морском министерстве правительства адмирала А.В. Колчака рассматривался вопрос об использовании Северного морского пути совместно с речными экспедициями по рекам Иртыш, Обь, Енисей. Экспедицию назвали Карской. По плану Омского правительства адмирала А.В. Колчака было необходимо осуществить перевозку грузов на пароходах по сибирским рекам до морского Нового Порта, а затем в морском порту сделать перегрузку грузов с речных судов на морские. Также планировалось с морских судов перегрузить грузы на речные.
25 апреля 1919 года Омское правительство А.В. Колчака образовало Комитет Северного морского пути. Заслуга Александра Васильевича Колчака в том, что благодаря его настойчивости и знанию морского дела состоялась первая Карская экспедиция. Надо предполагать, что адмирал Колчак видел большое будущее в Карских экспедициях.
В Государственном архиве Российской Федерации хранится «Дело о Северном морском пути». Эта папка содержит документы приказы и указы, подписанные Верховным Правителем России А.В. Колчаком. В одном из них указывается, что руководителем Карской экспедиции был назначен Степан Васильевич Востротин. Чтобы составить полное представление о готовности пароходов к дальнему морскому переходу, Степан Востротин выезжал непосредственно к месту формирования каравана.
Омским правительством в Англии был зафрахтован пароход «Байминго». В трюмы парохода были загружены шерстяные ткани, галантерея, медикаменты, кофе, табак и многие другие товары. «Байминго» покинул Ливерпуль 21 августа 1919 года. Почти одновременно с ним из Швеции к устью Оби вышел пароход, на котором компании «Шофарт» и «Балтик» отправляли в Сибирь сельскохозяйственные машины и промышленное оборудование, оружие, военное снаряжение. Но основная часть каравана Карской экспедиции снаряжалась в Архангельске. На пароходах также находились офицеры, которые должны были прибыть в Омск для дальнейшего прохождения службы. Вторая группа состояла из мелких гидрографических судов. В третью группу входили два ледокола, которые должны были дойти до острова Диксон для проведения гидрографических работ.
С большими сложностями каравану удалось добраться до Карского моря. В сентябре 1919 года морские пароходы вошли в Обскую губу и встали на якоря в Новом Порту. К прибытию морских судов в Новый Порт подоспели речные пароходы из Омска. На речных пароходах и баржах из Омска было доставлено почти полмиллиона пудов сибирского хлеба. Также было доставлено с уральских заводов 28 тысяч пудов меди. Начались перегрузочные работы.
В этот период для руководителей морского и речного караванов, а также для капитанов иностранных пароходов по радио пришла информация о том, что ситуация на фронте стала резко меняться: Красная Армия ведет успешные наступления, а армия адмирала Колчака сдает свои позиции. События на фронтах в Сибири быстрее других осознали за границей в экономических кругах. Создавшее положение показывало, что Красная Армия победит. Капитанам иностранных судов по радио был дан приказ прекратить перегрузку грузов на речные суда и возвращаться в порты приписки. Однако первые речные пароходы, груженные иностранными грузами, успели уйти по направлению в Омск. По пути следования пароходы подверглись нападению партизанских отрядов и многочисленных банд.
Первая Карская экспедиция, организованная Омским правительством, доказала, что можно осуществлять доставку грузов из Сибири по Северному морскому пути в европейскую часть страны, а также за границу. После установления в Сибири советской власти в 1920 году начатая Омским правительством совместная морская и речная экспедиция получила активное продолжение.
2 апреля 1920 года при Сибирском ревкоме в Новониколаевске (ныне Новосибирске) был создан советский комитет по руководству Карской экспедицией. На него возлагалась задача доставки хлеба по сибирским рекам до Нового Порта. Перевозка сибирского зерна на пароходах получило название Сибирской хлебной экспедиции. На разных этапах подготовки у Карской экспедицией было несколько руководителей. С 1 июня 1920 года экспедицию возглавил бывший контр-адмирал Александр Антонович Ружек.
В 1920 году для первой советской Сибирской хлебной экспедиции с большим трудом удалось сформировать караван судов из пяти пароходов и пятнадцати барж на Иртыше и Оби. В свою очередь, в Архангельске также сформировали караван морских судов. Сибирский хлеб, доставленный на речных судах в морской Новый Порт, был перегружен на морские суда и отправлен в Архангельск.
Первая Сибирская хлебная экспедиция увенчалась успехом. Перед отправкой каравана из Нового Порта в Омск был сделан исторический снимок. За выполнение государственного задания Сибревком наградил Комитет Карской экспедиции Красным Знаменем.
Исследование кандидата исторических наук Дмитрия Игоревича ПЕТИНА показало, что среди участников советских Карских экспедиций было немало бывших царских флотских офицеров. Чтобы выжить в сложной ситуации, они были вынуждены принять советскую власть. Одним из них был Александр Эдуардович Розенталь. Он ранее служил на легендарной «Авроре», имел боевые ордена за Первую мировую войну. Александр Розенталь внес достойный вклад в изучение Арктики в 1920-е – 1930-е годы.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ, материалы музея Омского института водного транспорта, Центра изучения истории Гражданской войны Исторического архива Омской области