Ольга ИЛЮТИКОВА ответила на вопросы журналистов о бюджете города.
В ноябре после выступления в Омском городском совете на публичных слушаниях по проекту бюджета Омска на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов директор департамента финансов мэрии Ольга ИЛЮТИКОВА приехала в Омский городской пресс-центр. В неформальной обстановке журналисты смогли задать ей самые волнующие их вопросы – по цифрам бюджета, его наполнению и расходованию.
– Ольга Викторовна, как соблюсти баланс при создании бюджета города, как принять решение, что важнее – построить детский сад или отремонтировать дорогу?
– Я преподаю в ОмГТУ на кафедре «Муниципальное управление» небольшой курс по принятию управленческих решений. И всегда говорю студентам: теорию вы прочитаете, а мы займемся практикой. Кто готов быть мэром, кто руководителем департамента? Задача: у вас есть 100 млн рублей и перечень задач: построить детский сад – 100 млн рублей, построить дорогу – 10 млн рублей, выполнить благоустройство – 2 млн рублей, отремонтировать дом по судебному решению – 10 млн рублей и т.д. И есть парочка обращений и статья, в которой девушка написала, что не может устроить своего ребенка в детский сад. Естественно, первая реакция студентов – давайте строить детский сад. И в этом ошибка. Нельзя принимать решение на эмоциях, и даже на основе одних обращений. Любое решение должно подкрепляться проверенными, актуальными данными. Во-первых, идет оценка количества благополучателей. Во-вторых, востребованность объекта в этом месте. Да, нам важен каждый житель и его мнение, но если выбирать между строительством детского сада для одного ребенка и для целого нового микрорайона, где в женской консультации уже встало на учет по беременности энное количество женщин, выбор очевиден. Ведь мы понимаем, что через 3 года там будет энное количество детей, которые должны пойти в садик. Статистических показателей для принятия решения очень много. Иногда бывает, все данные говорят: детский сад должен быть. И деньги есть. Но вдруг выясняется, что, например, не оформлена земля и требуется изменение градостроительных документов и т. д. И учитывая время на оформление всех документов, становится ясно, поставить на этот год данные средства не представляется возможным. Они просто пролежат в бюджете, не принесут пользы.
– 30 млрд рублей ежегодно не хватает Омску, чтобы полностью исполнять обязательства бюджета. Какие самые капиталоемкие выпадающие категории, самые срочные?
– Здесь нужно разделить, из чего складывается сумма в 70 млрд рублей (почти 40 млрд рублей зафиксированные расходы бюджета и 30 млрд. рублей – недостающие. – Прим. ред.). Во-первых, в нее входит исполнение судебных решений. Мы понимаем, что исполнить все в один год невозможно, поэтому нами планируется 3-5-летний период. Самая большая сумма – по судебным решениям на переселение граждан из аварийного и ветхого жилья из домов, которые признаны аварийными после 1 января 2017 года. На втором месте по объему – капитальный ремонт многоквартирных домов. Все остальные позиции намного меньше. Даже капитальный ремонт дорог или строительство линий наружного освещения отличается в десятки раз по стоимости от этих направлений, потому что на выкуп помещений, принадлежащих жильцам одного дома, порой требуется около 200 млн рублей.
Кроме того, есть понятие нормативного содержания. Например, при содержании дорог существует определенный перечень, который должен выполняться ежедневно, еженедельно, ежемесячно. Сегодня на содержание дорог Омска требуется порядка 3 млрд рублей. Бюджетом предусмотрен 1,3 млрд рублей. Плюс мы ожидаем субсидию из областного бюджета порядка 800 млн рублей. Понятно, что этого все равно недостаточно, но мы стараемся. В последние годы регулярно стали предусматривать средства на обновление дорожной техники и навесного оборудования. Последнее позволяет обеспечивать нормативное содержание другим способом, т. е. у нас не две машины, а одна, но на ней происходит смена подвесного оборудования – летом одно, зимой – другое. Голь на выдумку хитра!
– С января в Омской области вводится туристический налог. Уже рассчитана его примерная сумма?
– Мы обязаны формировать проект бюджета на основе всех доходных источников, но т. к. готовили его до 12 октября, а налог утвердили после этой даты, то сейчас в налоговую направили официальный запрос, чтобы нам представили прогноз. Мы его сравним с нашим. По нашим оценкам, туристический налог ожидается в объеме не менее 32 млн рублей. Хочется, чтобы был больше. На эти средства можно многое сделать. Например, четыре месяца полностью содержать муниципальные кладбища – обеспечивать всех работников, покупать ГСМ. Поверьте, у нас всегда есть приоритетные направления, куда потратить деньги.
– Доходы в бюджет постоянно растут, однако если пересчитывать их на одного жителя Омска, получается небольшая сумма. С чем это связано?
– Очень больная тема. Действительно, Омск из городов-миллионников, наверное, на последнем месте по уровню собственных доходов на одного жителя. Больше чем в два раза в Красноярске. Я всегда сравниваю нас с Новосибирском. Срез на содержание определяется территорией и количеством зданий. Но структура экономики у наших городов принципиально отличается. Омск с давних времен промышленный. Таким и остался. У нас более 60% всех налоговых поступлений от обрабатывающих производств. В Новосибирске в три раза меньше обрабатывающих производств. У нас от торговли и банков вместе взятых – 7% налогов, а у них отдельно от организаций торговли – 24-25%. Казалось бы, налоги все организации платят. Но от обрабатывающих производств они уходят в федеральную казну. И получается, что Омск занимает первое место по перечислению акцизов на нефтепродукты в консолидированный бюджет, но мы получили намного меньше, чем тот же Новосибирск после распределения этих акцизов. Они сначала аккумулируются в одном месте, а потом распределяются среди всех субъектов. Порядка 130 млрд рублей было перечислено в консолидированный бюджет за 2023 год, а в бюджете города осталось 96 млн рублей. А Новосибирск вообще не перечисляет акцизы на нефтепродукты – у него осталось около 200 млн рублей. Надо отдать должное губернатору и мэру – вопрос поднимают. Губернатор озвучил его в Госдуме. Но вот так устроено законодательство.
– Есть резервы для роста собственных доходов города?
– Всегда есть. И самый простой способ, который мы никогда не рассматриваем, но знаем о нем, – отмена существующих льгот. Мы знаем, что есть определенные категории бизнеса, которым просто необходима эта поддержка. Другие способы – бесхозяйное имущество в виде инфраструктуры, сетей, жилая, коммерческая недвижимость, которую можно продать, сдать в аренду. Гаражная амнистия – после оформления гаражей появляется источник дохода – налог на имущество граждан.
– Какой самый сложный период работы над бюджетом? Когда идет обсуждение в комитетах горсовета или публичные слушания, которые прошли сегодня?
– Публичные слушания – это всегда волнительно для финансового органа и для меня лично, и для специалистов, потому что все нужно показать в графиках, понятных цифрах. Самый сложный момент, наверное, когда ты балансируешь между доходами и собранными потребностями, потому что они всегда превышают доходные источники. Здесь начинается работа. У нас есть понятие – реестр дополнительной потребности. Он делится на три категории. Первая – первоочередные расходы, которые требуют незамедлительного, обязательного включения. Вторая – потребности, которые могут подождать определенный период времени. И третья – желания и стремления, на которые на сегодняшний день нет средств. Если вы помните поправки в бюджет, то знаете, что, как правило, мы добавляем средства на содержание дорог, на возмещение недополученных доходов за перевозки пассажиров. Например, предусмотрели в бюджете средства на содержание дорог на 4-5 месяцев, и понимаем, что через этот срок у нас будет корректировка на туристический налог. Пока он не имеет статистических данных, т. е. мы ориентируемся на статистику заполняемости гостиниц. Насколько он будет точен, реалистичен, покажет финансовый год, когда мы начнем фактически получать туристический налог.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 13 ноября 2024 года.