Впечатления от поездки мечты, выраженные цветом и линией.
Евгений ДОРОХОВ, живописец-монументалист, мастер оригинальной графики и объекта, автор концептуальных выставочных проектов, хорошо известен омскому зрителю. Идеи своих работ он часто черпает в пленэрных поездках.
Выставка «Казахстанский дневник» (0+) не стала исключением. Она знакомит с работами, созданными на основе одной из таких поездок, которую художник совершил прошлым летом, – по Республике Казахстан. Графические зарисовки, живописные этюды и картины стали его своеобразным творческим отчетом.
– Я давно мечтал увидеть Алма-Ату, и вот в августе прошлого года моя мечта сбылась, – рассказывает Евгений ДОРОХОВ. – Мне удалось туда съездить, посмотреть город, побывать в Медео, забраться на Алатау. А потом мы отклонились еще километров на 350 в сторону границы с Китаем, и я увидел Каменную степь, Черный каньон. Меня поразили эти места, ничего подобного я раньше не видел. Дальше поехали на горные озера. У многих из них интереснейшая история, некоторые, например, образовались в результате землетрясений. Я вернулся в Омск и начал быстро писать, пока все это в памяти. Я и раньше ездил на озеро Боровое, на Чалхаш. Тот материал тоже поднял, посмотрел. И на одном дыхании у меня родился этот проект. Казахстан – он очень разнообразный, территориально интересный, он притягивает и вдохновляет. И туда хочется возвращаться снова.
Живописные работы Евгения ДОРОХОВА выстроены в его узнаваемой манере, главная роль тут отводится цвету и фактуре. Черные скалы, синее озеро, желтые камни Каменной степи, сиреневое поле с цветущим иван-чаем. Значительную часть холстов занимают именно эти цветные монолиты, и лишь сверху в каждом – узкая полоска неба над горизонтом.
Художник использует фактурный мазок, отчего совершенно ощутимо создаются волны на воде, а многочисленные мелкие камушки, кажется, можно потрогать.
Графические зарисовки удивляют необычными для ДОРОХОВА квадратной формой, компактным размером, и, безусловно, восхищают филигранностью рисунка, теми подробностями, которыми он пренебрегает на больших полотнах.
– Для Евгения Дмитриевича главное – изучение окружающего мира, – подчеркивает куратор выставки – искусствовед Галина ЛУЗЯНИНА. – И этот окружающий мир он со своим особым видением отражает, стремясь к чему-то новому, необычному и вместе с тем оставаясь в рамках реалистического искусства. Тут можно говорить о том, что художник вышел из прекрасных академических традиций, у него были замечательные педагоги, сформировавшие его талант и мастерство. Это один из немногих художников, которые умеют трансформировать окружающую действительность, доводя ее до какого-то философского, символического, космического звучания. Художник отражает не просто пейзаж, пространство, а квинтэссенцию самой природы. И, глядя на его работы, действительно проникаешься духом места. Они удивительны в плане того, что они почти трехмерные, объемные, горельефные. Лично мне очень нравятся графические зарисовки, в которых уже намечена канва будущих произведений. Эти работы легкие, ажурные, поражающие чистотой линий и композиционным видением.
Поздравить Евгения ДОРОХОВА с новой выставкой пришли коллеги по факультету искусств ОмГПУ, где он много лет преподает на кафедре монументального искусства, а также председатель Омской региональной организации Союза художников России Андрей МАШАНОВ.
– Евгений Дмитриевич, я считаю, действительно масштабный и монументальный художник, – отметил он. – Потому что, посмотрите, даже его эскизы, его графические листы, они очень значительны. А то, как он работает с фактурой, композицией, объемом – это просто фантастика. Он масштабен во всем – в живописи, в графике, в кураторских проктах, которых у него много.
Выставка «Казахстанский дневник» – это выставка-путешествие, в которое зрителей приглашают до конца марта.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА