Кризисный управляющий не против провести инвентаризацию омских кладбищ и капремонт объекта культурного наследия.
В апреле на комитете по вопросам ЖКХ Омского городского совета депутаты обсудили инвентаризацию кладбищ.
Инвентаризация кладбищ
Тему поднял депутат Анатолий КАНУННИКОВ (на фото).
— Впервые я задал этот вопрос в ноябре 2022 года директору КСУ, – рассказал депутат. – Понятно, он меня не услышал, потому что человек работал три месяца. Затем последовательно задавал другим директорам. И пришел к выводу: несмотря на то, что есть постановление Правительства РФ, дорожная карта, никто вопросом инвентаризации захоронений на кладбищах не занимается. Поэтому я запросил информацию в правительстве Омской области – в Mинистерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. В постановлении записано: региональные органы власти совместно с местными органами самоуправления должны этой работой заниматься и завершить знаете когда? 31 декабря 2025 года!
В информации, которую КАНУННИКОВ получил от министерства, про планы инвентаризации ничего не сказано.
— Сначала пилотный проект попытались осуществить, он выявил, что нужно проводить эту работу постоянно, систематически. Администрация города недавно запросила Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов, как они проводят инвентаризацию. Но главное – и в информации министерства, и администрацией города инвентаризация понимается прежде всего как затраты: будет стоить она, наверное, 25 млн рублей. Но совсем не рассматривается как первый шаг в наведении порядка, которого не хватает в местах захоронения, – подчеркнул Анатолий КАНУННИКОВ и напомнил коллегам о проблемах омских кладбищ: деревья падают на памятники и ограды, нет данных, сколько брошенных могил, и т.д.
«Что 25, что 50 млн рублей – это копейки для меня. Их можно найти! Ведь нашли мы деньги на тротуарные дорожки, и на это найдем!» – оптимистично заметил глава комитета Сергей ФРОЛОВ и предоставил слово заместителю директора департамента городского хозяйства Артему КАЛАШНИКОВУ.
Чиновник заверил депутатов, что работа в направлении инвентаризации погостов идет.
— Да, в настоящее время доходы КСУ не позволяют выполнить инвентаризацию, но мы в текущем году уже встречались с представителями организаций, занимающихся данным видом деятельности. Только программное обеспечение нам предлагается за 8–12 млн рублей. Это без учета самой инвентаризации, – пояснил порядок сумм Артем КАЛАШНИКОВ и подчеркнул, что только после изучения темы будет определен способ инвентаризации.
Также он отметил: прорабатывается и вопрос оснащения КСУ новой компьютерной техникой, поскольку новое ПО на старую уже не встанет.
«Очередному» (так его представил глава комитета Сергей ФРОЛОВ) директору Бюджетного учреждения «Комбинат специальных услуг» Алексею АРТЕМЕНКО предложили сначала немного рассказать о себе.
— Раньше я работал в другой сфере. Занимался предпринимательством. Кризисный управляющий, – кратко пояснил АРТЕМЕНКО и признался, что впервые столкнулся с сектором ритуальных услуг.
«Вы что хотите там сделать? Когда человек заходит на должность, мне интересно, реально ли он оценивает свои силы. Там проблемы учетчиков, копщиков, чистые только центральные аллеи. Михаил КВИТКОВ (бывший директор КСУ) заходил прямо с саблей, с мачете. Потом зачехлил и ушел. А вы? И, если не секрет, какие задачи перед вами поставили?» – поинтересовался Сергей ФРОЛОВ.
— Задача стоит как можно больше сократить субсидии. За время моего руководства (уже прошло более полугода) изменены тарифы на копку, от коммерческой деятельности произошло увеличение на 60%. Производство работало на минимуме. На данный момент мы обеспечиваем все свои потребности крестами, венками и гробами, уходим от агентских договоров и пытаемся выйти на самоокупаемость. В планах навести порядок на кладбищах, инвентаризация. Я ее поддерживаю. Я за новые технологии, – дал ответ Алексей АРТЕМЕНКО.
«Если инвентаризацию сделаете, отработаете 3–4 года, но остальное не совсем пойдет, можете смело уходить и говорить: я пришел и сделал. Удачи!» – напутствовал нового руководителя Сергей ФРОЛОВ.
Инициатор же темы Анатолий КАНУННИКОВ заметил, что описанную программу сложно будет осуществить без помощи «серьезных организаций, которые занимаются этим бизнесом», и предложил создать координационный совет с их участием. Он пояснил, что «серьезных» юрлиц в ритуалке города 12–13, а остальные – ИП и самозанятые.
А Сергей ФРОЛОВ поинтересовался, нет ли у нового руководителя желания отремонтировать офис:
— Я дня три назад разворачивался во дворе КСУ на машине. Глянул на здание. Несколько лет назад на Северных впервые стали во дворах изготавливать памятники. Дома были выкуплены. Кособокие, заваливающиеся избушки. Поедемте посмотрим: сейчас на этих местах стоят двухэтажные особняки. Первые этажи отданы под ритуалку. Дворы обнесены металлическими заборами. Красивые такие стоят. Очень сильно резонируют со зданием нашего КСУ. Конечно, когда человек идет брать справку, он не смотрит, он в горе. Но это здание стоит на центральной улице города. Не хотите его отремонтировать?
«Это объект культурного наследия, – напомнил АРТЕМЕНКО и пояснил: – Мы совместно с правительством Омской области сейчас ведем работу по включению нашего здания в нацпроект. Подготовили техническую документацию. Она обойдется в 2,5 млн рублей».
Руководитель рассчитывает получить средства и провести капитальный ремонт объекта культурного наследия в 2026 году.
Новые погосты
Про строящиеся кладбища речь тоже зашла. Артем КАЛАШНИКОВ рассказал, что проработан вопрос их создания в Андреевском и Петровском поселениях. Однако к проектам есть замечания, в частности, некорректно были отражены линейные объекты – межпоселковый газопровод, поэтому сейчас вносятся изменения. Общественные обсуждения проекта запланированы на июль 2025 года.
Директор департамента строительства администрации города Омска Александр МАЕР добавил, что департамент занимается созданием Западного кладбища, которое находится рядом с Новокировским по ул. 4-я Лузинская. С генеральным подрядчиком – ООО «Геосинтетика» (Красноярский край) – контракт заключен 26 мая 2023 года на 247 млн рублей. На данный момент оплачено 32%, или 81,8 млн рублей. Строительная готовность составляет 60%. Уже завершено создание емкости для пожаротушения, сооружение административно-бытового корпуса, монтаж резервуаров для сбора ливневых стоков, устройство систем дренажа, ливневой канализации, площадка для сбора ТБО, установлены 126 опор наружного освещения.
Срок завершения был обозначен датой 25 ноября 2024 года. Почему кладбище еще не введено в эксплуатацию, Александр МАЕР пояснил так:
— Сегодня завезли 20 тонн ограждений. Отставание от графика – 4 месяца. Причины – многочисленные ошибки в проектной документации. У нас с госэкспертизой был заключен договор на экспертное сопровождение, и мы проводили корректировки в апреле, мае, июне, июле, сентябре, октябре прошлого года. В декабре зашли со сметой, нас обратно вернули на корректировку технической части. И окончательно 10 февраля 2025 года мы получили техническую часть, а 1 апреля вышли со сметами. Сегодня мы с подрядчиком готовим допсоглашения по продлению сроков. Осталось выполнить благоустройство аллеи, озеленение, наружное освещение, заасфальтировать парковки, установить малые архитектурные формы, смонтировать ограждения. Данные работы занимают 4 месяца. До конца августа планируем закончить объект и ввести его в эксплуатацию.
Также департамент строительства ведет проектно-изыскательские работы по строительству нового кладбища в районе Юго-Восточного за поселком Морозовка. Договор заключен с ООО «Меклен» (Республика Хакасия). Готов проект должен быть до 29 августа 2025 года.
Александр МАЕР заметил, что на Западном кладбище планируется разместить 3725 мест для захоронения, на Юго-Восточном – 7222.
Депутаты комитета поддержали предложения Анатолия КАНУННИКОВА рекомендовать администрации города провести на одном из закрытых для свободного захоронения кладбищ инвентаризацию могил для определения порядка внесения данных в режиме реального времени, а также активизировать работу КСУ по выявлению и учету неухоженных мест захоронения, чтобы иметь возможность признавать их бесхозными.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 16 апреля 2025 года.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ