Будет ли транспортный коллапс от микрорайона за СибАДИ? (полный текст).
На заседании комитета по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования Омского городского совета 14 мая директор департамента архитектуры и градостроительства города Омска Роман ВОРОБЬЕВ представил депутатам проект нового микрорайона на берегу Иртыша.
«Глоракс-Омск Заозерная» купил территорию «Рассвета»
Речь идет о территории бывшего санатория «Рассвет» – между СибАДИ и Иртышом. Ее застройка обсуждается уже не один месяц. Вопросов много, и некоторые из них депутаты озвучили.
Роман ВОРОБЬЕВ рассказал, что ООО «Специальный застройщик «Глоракс-Омск Заозерная» стало правообладателем данного земельного участка и в соответствии с условиями проекта договора готово принять ряд обязательств.
В плане социальной инфраструктуры речь идет о строительстве за счет собственных или привлеченных средств единого образовательного комплекса на 340 мест для дошкольного и общеобразовательного учреждений: 100 мест для дошкольников и 240 – для школьников. Здание планируется оснастить материально-технически и сдать в эксплуатацию до 1 мая 2030 года. Также компания обязуется передать городу 7 автобусов вместимостью не менее 22 посадочных мест для подвоза детей в ближайшие образовательные учреждения. По словам Романа ВОРОБЬЕВА, такая практика в городе уже есть.
Коммунальная инфраструктура. Компания планирует безвозмездно передать муниципалитету сети наружного освещения, водоснабжения, водоотведения, ливневой канализации и внутриквартальные проезды.
Транспорт. «Глоракс-Омск Заозерная» берет на себя организацию регулируемого перекрестка пр. Мира – ул. 70 лет СибАДИ, устройство светофорного объекта и дополнительной полосы по пр. Мира от ул. Заозерной до ул. 2-я Поселковая в срок до 30 сентября 2026 года. Эти работы планируется выполнить в рамках ремонта проспекта Мира.
Также компания пообещала заняться улицей 70 лет СибАДИ: улучшить дорожное покрытие, создать дополнительную полосу для поворота направо на пр. Мира, тротуары, парковочные пространства и благоустройство прилегающей территории. Эти работы запланировано провести до 30 сентября 2028 года. При этом подготовка проектно-сметной документации в отношении проезда по ул. Твардовского с целью организации дополнительного выезда с территории отложена до IV квартала 2030 года.
Компания «Глоракс-Омск Заозерная» обещает сделать благоустройство 600 метров набережной. Она протянется от ул. Правый берег реки Иртыш, 164 до моста им. 60-летия ВЛКСМ. Здесь сроки следующие: участок до пр. Мира, 5/5 сделают до 31 октября 2029 года, далее до моста – до 31 октября 2031 года.
Директор департамента развития GR Сибири и южных регионов, представитель ООО «Специальный застройщик «Глоракс – Омск Заозерная» Степан АВЕРИН подтвердил, что право собственности на объект компания приобрела недавно – в апреле 2025 года:
— Мы пошли по пути механизма КРТ, потому что это открытая прозрачная процедура, в которой мы фиксируем все наши обязательства со сроками. Невозможно от них в будущем отказаться. Это и благоустройство набережной, и строительство комбинированного образовательного учреждения, и проектирование нового проезда. Мы хотим заключить договор КРТ с администрацией города Омска и далее исполнять свои обязательства, получать разрешения на строительство и возводить жилые дома.
600 метров набережной Иртыша
Он отметил, что создание набережной оценивается в 800 млн рублей, строительство детского сада и школы – в 600 млн рублей:
— Плюс мы платим инфраструктурный внос за тех школьников, которые будут ездить в существующие школы. Это порядка 240 млн рублей. Мы тратим 60-70 млн рублей на реконструкцию дороги 70 лет СибАДИ, а также порядка 25 млн рублей на проектирование нового проезда по ул. Твардовского (до 2030 года).
Степан АВЕРИН подчеркнул, что заняться набережной компанию лично попросил губернатор Омской области:
— И мы взяли на себя строительство – не только те 300 метров, которые возле нашего проекта, но и дополнительные 300 метров набережной до моста.
В ходе обсуждения он также напомнил депутатам, что эти 600 метров набережной в перспективе вольются в общегородскую, которая протянется от слияния Иртыша с Омью до Советского парка культуры и отдыха. А вице-президент блока проектирования компании Glorax Павел ГАВРИЛОВ добавил, что проект набережной будет согласован на архитектурном совете при губернаторе и что по набережной студенты смогут добираться до вузов.
Депутат Сергей ДРОЗДОВ в очередной раз высказал озабоченность, что дополнительный транспорт на данном участке проспекта Мира сделает и без того сложный проезд практически невозможным:
— Дальше этой территории находятся все высшие учебные заведения Омской области – СибАДИ, Политех, медакадемия, университет. И как будут добираться студенты? Я не услышал ответа. Светофор, о котором сказали, окончательно запрет все это. Придется жителям, которые там проживают, искать объездные пути. А что касается набережной… Вы же омич? Знаете, что ею там никто не пользуется. Там нет спальных районов. Кто по ней станет гулять?! Набережную делают инвесторы, чтобы те, кто будут покупать квартиры, пользовались ею.
Транспортный коллапс на пр. Мира хотят сначала увидеть
— Да, вопрос транспортной инфраструктуры достаточно больной. Мы его обсуждали на нескольких совещаниях, – признал Роман ВОРОБЬЕВ. – Сомнения есть, конечно. Но заявитель ссылается на транспортную модель, которую представил. Я не транспортник, у меня тоже есть сомнения. И мы в свое время даже выезжали на место, тогда было предложение сделать второй выезд под сухим пролетом моста мимо развязки. Мы это предлагали вместе с департаментом транспорта на архитектурно-градостроительном совете области. Но на том уровне принято решение, что автомобильной дороги в этом месте не будет, только пешеходный маршрут. Сейчас трудно представить, справится транспортная схема или нет. И я так понимаю, на уровне правительства было мнение: посмотреть, насколько начнет влиять эта застройка (она же появится не за один день, а сначала будет первый этап) на ситуацию с транспортом, и рассматривали, как снять это напряжение в перспективе. Как мне кажется, это вторая улица – Твардовского. Как это решит ситуацию, лучше спросить транспортников. И все-таки, если мы придем к коллапсу, возможно, придется рассмотреть вариант выезда под сухим пролетом. Такая возможность там есть.
Степан АВЕРИН возразил:
– У нас там 3900 человек по нормативам. По факту, возможно, будет меньше жильцов. И вероятнее всего. Квартир у нас 2600. 3900 жильцов – это нормативный расчет, который в реальности ниже. Транспорт мы не сами просчитали, а привлекли местный институт, который профессионально занимается этим, представили их данные в департаменте транспорта и КУРМАНОВУ. И с нами согласились. По поводу левого поворота: данная стрелка не заткнет проспект Мира, а, наоборот, его раскроет. Сейчас там нерегулируемый разворот, на котором стоят машины в пробке, поворачивающие налево. Там всегда пробка.
Здесь удивился депутат Андрей НИКИТИН:
– Количество квартир – 2677 по документам, количество жителей 3927. Какие-то неполноценные семьи – по одному человеку в квартире! Мы вообще город Омск закрываем?
– Это у всех вызывает сомнения, – признал Роман ВОРОБЬЕВ. – Но докладчик уже говорил, что есть нормативы.
– Такой будет ситуация на момент продажи, но завтра же люди все равно размножаться должны! – не поверил в «нормативы» Андрей НИКИТИН.
– Я не отвечаю за размножение, только за проектирование по принятым нормам, – парировал главный архитектор города. – По нашим нормам получается так. Мы это проверяли и не раз обсуждали.
– Мы на текущий момент, и правда, не очень понимаем, что будет происходить в 2030 году, – признал Степан АВЕРИН. – Вводим наш объект поэтапно с конца 2028 года до 2032 года. И в момент ввода первой очереди будем выходить на натурные обследования и смотреть, что происходит по факту заезда жителей с проспектом Мира. И по результатам разработаем проектно-сметную документацию на расширение дороги. Тогда это уже будут не виртуальные рассуждения, а реальная жизненная модель.
Ситуацию с дорожной обстановкой у СибАДИ прокомментировал и глава департамента транспорта города Омска Вадим КОРМИЛЕЦ:
– Чтобы обеспечить нормальное транспортное сообщение этого микрорайона, нужен второй проезд. Одного – ул. 70 лет СибАДИ – недостаточно. Все наши требования застройщик услышал. Они предусмотрели модернизацию и расширение ул. 70 лет СибАДИ и установку светофорного объекта. Тем не менее предусматривается в перспективе организация второго выезда на пр. Мира через ул. Твардовского. Выезд с нее на пр. Мира будет только с правым поворотом в сторону Телецентра, заезд тоже только с правым поворотом при движении со стороны ул. Химиков. На ул. 70 лет СибАДИ просматривается необходимость строительства светофора, который будет разрешать выезд транспорта только с правым поворотом в направлении Телецентра. Никаких левых поворотов оттуда не будет, потому что они значительно ухудшат проезд транспорта по пр. Мира. Застройщик с этим согласился. А для заезда в микрорайон мы им предоставим возможность поворота налево по стрелке при движении из центра города.
Депутат Максим АСТАФЬЕВ предложил начать разработку проекта расширения улицы Твардовского, не дожидаясь введения первой очереди объекта.
– Вы к 1 сентября поставьте светофор перед Автодором и к 1 октября все увидите. Всю математическую модель сразу! – предложил Сергей ДРОЗДОВ.
– Самое интересное, что мы, Сергей Владимирович, не будем дожидаться 1 сентября, – ответил депутату Вадим КОРМИЛЕЦ, хотя обращался тот явно не к нему. – Вопрос проработан. Мэр нам поручил поставить светофор (правда, временный) на выезде на пр. Мира с ул. 2-я Поселковая – прямо напротив главного корпуса СибАДИ. Светофор будет выпускать от общежитий. Он покажет картину в целом. У нас достаточно оптимистичные прогнозы на него. Цель – разгрузить участок пр. Мира утром в центр от ул. Химиков.
Вадим КОРМИЛЕЦ пояснил, что данный светофор будет на короткий промежуток времени полностью останавливать проспект Мира, выпускать поток с ул. 2-я Поселковая в направлении центра.
Школа не для всех
Депутат Андрей НИКИТИН заметил, что преподносить строительство детского сада и школы как подарок городу неправильно, поскольку с недавних пор это уже является обязанностью застройщиков.
А Наталья ЧЕБЫКИНА заинтересовалась, почему выбрана модель создания небольшой школы и детского сада, а остальные дети будут распределяться по другим учреждениям. Оказалось, что застройщику мешает нормативное количество машино-мест, которые нужно разместить в микрорайоне. В итоге на детские площадки для большего числа детей территории просто не хватило. Степан АВЕРИН подчеркнул, что в соседних школах имеется профицит мест, а создание в микрорайоне многоуровневых парковок не окупится.
Заместитель мэра Омска Владимир КУПРИЯНОВ пояснил депутатам, что дети смогут посещать, в частности, школу №18. Кроме того, он обратил внимание на плюсы механизма КРТ и вернулся к теме транспортной ситуации на проспекте Мира:
– Этот вопрос шире, чем застройка данного микрорайона. Это вопрос в принципе отсутствия осевого дублера в Омске. Вы правы, Сергей Владимирович, эту проблему нужно решать как можно быстрее. Я вам скажу больше: как бы ни развивалась застройка данного микрорайона, ближайшая перспектива проспекта Мира – это еще больше насыщаться транспортом. Соответственно, в любом случае нам эту проблему придется решать. И не только на этом участке, а в целом от ул. Нефтезаводской до моста им 60-летия ВЛКСМ.
В конце заседания депутат Алексей ПРОВОЗИН предложил: раз «Глоракс» все равно будет сносить санаторий «Рассвет», чтобы он отдал городу весь строительный мусор – для отсыпки ям, тротуаров в частном секторе. «И вы подадите хороший пример, если техника с вашей стройки на пр. Мира будет выезжать с чистыми колесами», – добавил депутат.
Несмотря на массу вопросов и у депутатов, и у чиновников, из 15 членов комитета только один проголосовал против проекта, еще один воздержался.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 22 мая 2025 года.
Иллюстрация © glorax.com
Фото © Максим КАРМАЕВ