На форуме «Лидеры цифрового развития» Сбер обнародовал итоги исследования, посвящённого причинам задолженностей по кредитам.
Чаще всего к просрочке кредитных платежей россиян приводят три жизненные ситуации. Об этом на форуме АБК «Лидеры цифрового развития» рассказал директор дивизиона «Розничное взыскание и урегулирование» ПАО «Сбербанк» Денис КУЗНЕЦОВ. Он поделился итогами исследования, которое провёл Сбер, чтобы выяснить, почему заёмщики-физлица оказываются должниками.
Наиболее распространённой причиной оказалась задержка зарплаты. Её назвали 34% опрошенных клиентов, допустивших просроченную задолженность. Опрос показал, что наиболее уязвимы в этом плане сотрудники малых компаний с численностью до штата 100 человек, а также занятые в строительстве, недвижимости и розничной торговле.
Второй по распространённости причиной стала потеря работы. Это обстоятельство сделало должниками 11% опрошенных. По данным Росстата, средний возраст человека, ищущего работу, – 36 лет, а средний срок поиска работы – пять месяцев. Такой продолжительный период безработицы создаёт серьёзное финансовое давление на заёмщиков.
С такой же частотой – 11% – респонденты называли ошибку: «забыл оплатить», «деньги были не на той карте или на вкладе» и так далее. Чаще остальных по собственной ошибке просрочку допускают женщины, жители Москвы и Санкт-Петербурга, а также клиенты в возрасте 30–50 лет.
Также в десятку наиболее распространённых причин просрочки вошли отсутствие денег (8%), болезнь (7%), превышение расходов над доходами (5%), непредвиденные расходы (5%), технические сложности (4%), снижение доходов (4%) и крупная покупка (3%).
В финале своего выступления Денис КУЗНЕЦОВ подчеркнул, что банки готовы пойти навстречу клиентам-должникам, если те предпочли по мере возможностей гасить долг, а не увеличивать его и не прятаться от кредиторов:
«Как показало наше исследование, чаще всего просроченная задолженность возникает из-за задержки зарплаты. Такое исследование мы проводим регулярно и видим, что потеря работы впервые вышла на второе место среди причин просрочки. А вот ошибка самого клиента, занявшая третье место, часто вызвана не нежеланием платить, а банальной забывчивостью. Какой бы ни была причина, мы призываем клиентов не уходить в себя, а сразу обращаться в банк. У нас много вариантов поддержки: от реструктуризации и кредитных каникул до помощи в трудоустройстве. А цель одна – найти персональное решение для каждого, кто оказался в сложной ситуации. Но сделать это можно только в диалоге с клиентом».
Денис КУЗНЕЦОВ отметил, что Сбер настоятельно рекомендует заёмщикам всех банков сразу же идти на контакт и поддерживать диалог. В большинстве банков имеются такие варианты, как снижение ежемесячного платежа, отсрочка или кредитные каникулы. Если у клиента сразу несколько просроченных кредитов или кредитных карт в разных банках, выручит программа комплексного урегулирования.
Фото © ПАО «Сбербанк»




