По мнению бизнес-омбудсмена, решение власти наделить районы преимущественным правом выкупа сельхозземель приведет к созданию дополнительных барьеров для бизнеса и поспособствует развитию коррупционных рисков.
Как стало известно «КВ», уполномоченный по защите прав предпринимателей в Омской области обратился к врио губернатора Александру БУРКОВУ с мотивированным предложением насчет закона Омской области № 976-6 «О внесении изменений в Закон Омской области от 30.04.2015 № 1743-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области». Проект документа был рассмотрен региональным парламентом сразу в двух чтениях на последнем пленарном заседании 26 октября. Публично высказался против закона только один депутат – Игорь АНТРОПЕНКО.
Напомним, что в соответствии с поправками, которые предложил депутат Дмитрий ПАВЛОВ и поддержало региональное минимущество, районы Омской области наделяются преимущественным правом покупки земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, при продаже такого участка. Первоочередное право на выкуп таких земель имеет регион, на размышления ему дается 20 дней, а теперь право «второй руки» получают районы. Если региональные власти выкупать участок отказались, рассматривать возможность выкупа еще пять дней будет район, и только после того, как последний откажется, собственник участка сможет распоряжаться землей по своему усмотрению.
В мотивированном предложении Юрий ГЕРАСИМЕНКО, в частности, сообщает следующее:
— Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» между тем установлен порядок предоставления преимущественного права покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с которым такое право предоставляется субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, расположенному в границах субъекта. Возможность наделения одновременно двух субъектов преимущественным правом федеральным законодательством не предусмотрена. Сегодня отсутствует бюджетно-экономическая и юридическая целесообразность делегирования муниципальным районам возможности приобретения в собственность участков сельскохозяйственного назначения в преимущественном порядке.
Более того, уполномоченный, ссылаясь на конкретные статьи Земельного кодекса, отмечает, что назначение сельскохозяйственных земель не соотносится с функциями, целями и задачами органа местного самоуправления, которым является муниципальный район, а в случае если и возникнет необходимость такой участок в собственность района заполучить, законом установлена возможность изъятия любого участка для государственных или муниципальных нужд.
ГЕРАСИМЕНКО приходит к выводу, что принятый Заксобранием закон создает дополнительные административные барьеры для бизнеса и способствует коррупционным рискам, более того, полноценной оценки регулирующего воздействия нормативный правовой акт не проходил, и бизнес-сообщество к его обсуждению не привлекали.
— Учитывая вышеизложенное, предлагаю, в полном соответствии с пунктом 2 статьи 42 Устава Омской области, отклонить данный законопроект и вернуть его в Законодательное Собрание Омской области, — обращается к БУРКОВУ Юрий Васильевич. Реакция главы региона на это письмо пока неизвестна.
Фото © Максим КАРМАЕВ, из архива «КВ»