ДЕМБЕЛЬСКИЙ АЛЬБОМ
Заместитель мэра города Омска, директор департамента правового обеспечения и муниципальной службы Андрей ПОДГОРБУНСКИХ был призван в армию после окончания университета в 1985 году и проходил службу в ракетных войсках в Алтайском крае, будучи прикомандированным к военной прокуратуре.
– В военной прокуратуре я выполнял функции делопроизводителя, печатал протоколы допросов, шил дела – в прямом смысле сшивал дела. До службы не умел фотографировать, хотя и изучал теорию на занятиях по криминалистике, – в армии научился. У нас первое в России было возбуждено уголовное дело в отношении высокого должностного лица, и очень много было работы машинописной. Раньше практически не умел печатать на машинке – а там сутками пришлось оформлять протоколы допросов. Приходилось и на места происшествий выезжать. Приобретенный там опыт мне очень пригодился, когда после демобилизации поступил на службу в прокуратуру Омской области.
Первое мое впечатление об армии – это первая потеря. В первый день прибытия на место дислокации, когда нас привезли в часть и привели на обед, у меня был с собой маленький мешочек с личными принадлежностями, бритвой и так далее. Я положил его на лавочку в солдатской столовой. Затем по команде «закончить прием пищи» мы все встали и строем вышли. И только тогда я вспомнил, что забыл там свой «туесок». Когда вернулся, то, естественно, его на месте уже не было.
Непонимание, конечно, вызывали многие вещи, которые на гражданке раньше не понимал, а именно – постоянная дисциплина, которая проявлялась абсолютно во всем, от подъема до отбоя по команде все, постоянная муштра. Но по окончании службы я понял, что всеми этими мелочами и формируется армейский порядок, который крайне необходим при выполнении воинской обязанности.
У нас на плацу стоял штаб дивизии, и на его крыше большими буквами была надпись «Наш ратный труд тебе – Отчизна». Раньше два года служили – 24 месяца, и в этой надписи то ли случайно, то ли специально было как раз 24 буквы. И каждый раз при построении на плацу в строю каждый отсчитывал, на какой букве находимся, сколько месяцев прошло и сколько осталось. Только и слышны были разговорчики «О, осталось уже «труд тебе, Отчизна» и так далее.
И хочу отметить, что я не почувствовал такого явления, как дедовщина. Во-первых, я уже имел высшее образование и был прикомандирован к прокуратуре. А во-вторых, со мной вместе призывались в армию и в одну роту попали порядка 15 спортсменов-омичей – кандидаты в мастера спорта и мастера спорта по греко-римской борьбе. И старослужащие отнеслись с большим уважением к молодым призывникам.