За их счет в том числе будут ремонтировать аэродромы: в этом нуждается половина всех воздушных гаваней страны.
31 июля в пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей» состоялась пресс-конференция на тему «Пошли на взлет. Почему с августа подорожают авиабилеты на 50%»
Федеральные СМИ предупредили россиян о возможном повышении цен на авиабилеты с 1 августа – резкий, вплоть до 50%, скачок связывают с решением повысить ставку сборов с авиакомпаний на финансирование фонда ремонта аэродромов. По сообщениям транспортных властей, ремонта требуют 116 из 228 аэродромов России. Пункт о повышении ставок за аэронавигационное обслуживание закреплен в обновленном Федеральном бюджете – главном финансовом документе страны.
Дмитрий ГОРИН, вице-президент Российского союза туриндустрии: «Законодательное ограничение верхней планки стоимости билетов может привести к уходу перевозчиков с определенных направлений»:
— Никто не отрицает, что повышение затрат компании на обслуживание, фонд заработной платы, лизинговые платежи и валютные колебания приводят к росту цен на авиабилеты, но каждый год в августе стоимость билетов возрастает от 20 до 53% – согласно анализу агрегаторов, что подтверждается данными Росстата и ФАС России. Но аэронавигационные сборы не имеют еще к этому никакого отношения.
С учетом хорошего спроса на бархатный сезон не исключено, что в сентябре цены тоже будут повышаться. Билеты начинают продаваться за 11 месяцев, но иногда цены бывают выше на стадии раннего бронирования, чем накануне вылета – например, это касается Стамбула. На стоимость ведь влияет объем авиационных перевозок: повышение количества рейсов всегда приводит, естественно, к большей конкуренции и зачастую снижению цен. Даже если 150-300 рублей из-за нововведений постепенно прибавится к тарифу, то это, конечно, никакие не 50%. Мы призываем внимательно отслеживать предложения в организованных турпакетах, потому что они включают чартерные перевозки, позволяющие сэкономить.
Очень много сейчас дискуссий депутатов Госдумы об ограничении верхней планки стоимости билетов. Моя позиция в том, что нельзя вмешиваться в рыночные отношения и пытаться таким образом регулировать сегмент авиационных перевозок, так как это может привести к уходу перевозчиков с определенных направлений и большим финансовым проблемам для авиакомпаний, а также к появлению перекупов. Наверное, лучше сообща помогать авиакомпаниям решать вопросы, в том числе поддержания летной годности.
Глубина бронирования увеличилась в этом году по сравнению с прошлым: туристы чуть-чуть более заранее планируют поездки. Появился больший спрос на путешествия в Европу. Увеличились путешествия по России и популярность туров выходного дня. Таиланд за первые семь месяцев этого года принял миллион наших туристов – это абсолютный рекорд. Всего в этом году Таиланд посетят 1,7 млн наших соотечественников. 116 стран доступны россиянам без виз или с облегченными правилами въезда. Туристов совершенно не останавливают транзитные перевозки, которые зачастую бывают даже дешевле. С учетом того, что есть выкупленный флот, мы надеемся, что перевозки будут увеличиваться по разным направлениям, включая страны Юго-Восточной Азии, к которым уже есть интерес.
Новые направления сейчас открывать не так-то просто с учетом ограничений на прямые перелеты. В этом году появились туры в Северную Корею, ждем рейсы в Саудовскую Аравию, увеличение перевозок в Иорданию. Стали более доступны такие не массовые направления, как Черногория и Кипр: туристические компании составляют сложные маршруты из стыковок в Кувейте или Ереване.
Олег ПАНТЕЛЕЕВ, исполнительный директор агентства «Авиапорт»: «От динамического ценообразования на авиабилеты выигрывают все»:
— Авиакомпании пытаются переложить свои растущие издержки на потребителей. Еще один фактор влияния на стоимость авиабилетов – динамическое ценообразование. В 2000-е годы цены повышались каждый месяц. Но затем крупные перевозчики, потом поменьше, вплоть до региональных авиакомпаний, стали делать, как это прописано в учебниках по экономике: отслеживать спрос и предложение – и в ситуации, когда спрос становится высоким, даже ажиотажным, повышать цены на билет.
Есть пассажиры, которым нужно лететь срочно, прямо завтра, и они готовы платить больше – на них авиакомпании зарабатывают. А люди, которые гибко подходят к планированию путешествий, например пенсионеры или студенты, могут заранее купить билеты даже ниже их себестоимости. В итоге от динамического ценообразования выигрывают все. Напомню, в советские времена в пик сезона билетов в кассе не было вообще – ни дорогих, ни дешевых. Если исходя из популистских настроений, ограничить такое ценообразование, то получится, что билетов в продаже не окажется.
Традиционно в августе цены на авиабилеты максимальные: годовые циклы колебания тарифов давным-давно устоялись. Минимальные цены будут, соответственно, в ноябре-начале декабря и в феврале-начале марта. Начиная с сентября происходит спад цен на авиабилеты, причем снижение именно в рамках ежегодных колебаний будет более существенным, чем прирост – из-за инфляционных процессов.
В этом году Росстат публиковал свои оценки динамики цен на авиабилеты: прирост наблюдался от 7-8% до 20-22%, если сравнивать один и тот же месяц года 2024-го и 2023-го. Если мы сравним август-сентябрь, то плюс-минус увидим такой же коридор роста цен, никак не 30-50%.
Авиакомпании уже начинают активно отсекать непривлекательные для них направления из-за высоких аэропортовых сборовили отсутствия потенциала роста пассажиропотока, в том числе туристического. В 2025-2026 годах ситуация с провозными емкостями может ухудшиться, хоть и не драматически. Она начнет динамично выправляться к 2027-2028 годам, когда парк российских авиакомпаний начнет пополняться отечественными самолетами. Пока же парк сократился на 3%, но наблюдается существенный рост количества перевезенных пассажиров и выполненных рейсов, потому что авиакомпании подняли все, что может летать.
Было принято решение через повышение аэронавигационных сборов финансировать развитие аэродромной инфраструктуры: в указе президента прописано увеличение к 2025 году количества перевозимых пассажиров в 1,5 раза, масштабная программа по реконструкции нескольких десятков аэродромов, в ряде случаев строительства новых. Для этого необходимо консолидировать очень крупные денежные средства. Правительство предполагает, что будут реализованы механизмы государственно-частного партнерства, и инвесторы будут вкладывать в том числе в развитие аэродромной сети, но большое количество объектов может быть профинансировано только лишь государством. Поэтому сейчас и создается фонд, который будет пополняться из аэронавигационных сборов. Глава Росавиации оценил их в 150 рублей на внутрироссийских направлениях, то есть с полета туда-назад надо будет заплатить 300 рублей. Сборы обнулены только на дальневосточных направлениях.
Алексан МКРТЧЯН, вице-президент Альянса турагентств России: «Проблема развития туризма в России – нехватка номерного фонда и недостаток свободных земель с инфраструктурой»:
— Авиакомпании хотят нагрузить платой за реконструкцию аэропортов, и для меня абсолютно непонятно, почему одна частная компания должна платить другой частной компании – в России ведь нет ни одного государственного аэропорта.
Проблема развития туризма в России – нехватка номерного фонда и недостаток свободных земель с инфраструктурой. Байкал и Алтай хорошо бы росли, но там гигантская проблема – негде жить: по три-четыре пятизвездочных отеля и все. На Алтае люди хотят возводить объекты, а электроэнергии не хватает. На Камчатке тоже проблема с размещением, там есть, например, рыболовные базы с огромной территорией, но одновременно они могут принять только до 25 человек. Дагестан перестал расти, потому что в 2022-2023 годах они все ввели в эксплуатацию, а больше им негде толком строить. В Сочи недавно открылся гигантский, как заявляется, объект на 400 номеров. Для примера скажу, что в Турции гигантский объект начинается с 1000 номеров! Отель на 220 га у них считается огромным, а у нас всего на 8 га.
Ранее репортаж был доступен только в бумажной версии газеты «Коммерческие вести» от 7 августа 2024 года.