В Омском историко-краеведческом музее показывают «Образы Китая».
На выставке с таким названием собраны подлинные предметы, привезенные в конце XIX – начале XX вв. членами Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества. Коллекция содержит как бытовые вещи, так и образцы декоративно-прикладного искусства, атрибуты буддийского культа.
В общем-то, эта выставка еще раз дает повод задуматься о том, что мы знаем о Китае, и в очередной раз удивиться.
– Надо сказать, что Китай в сферу интересов Западно-Сибирского отдела Русского географического обществуа попадал иногда даже случайно, – говорит куратор выставки научный сотрудник ОГИК музея Михаил ЕРМОЛА. – Члены общества привозили какие-то диковинные вещи в ходе частных поездок, служебных командировок. В конце XIX века Россия, как и Европа в целом, только приоткрывала для себя традиционную китайскую культуру. Большинство предметов, представленных здесь, собраны до 1911 года. Это дата Синьхайской революции, после которой древнейшая империя в своем политическом статусе перестала существовать. По ним мы можем судить о быте и традициях именно императорского Китая, заложенных еще конфуцианством.
Символический знак ушедшей эпохи и главный экспонат выставки, демонстрируемый впервые, – почетный зонт китайского чиновника. Это целый шатер, который были вынуждены нести несколько человек. Чиновничество в старом Китае было в особом почете, стать чиновником считалось высшим достижением человека на земле. Был даже бог чинов Лу Син – его изображение можно также увидеть в экспозиции.
Одной из особенностей китайской культуры является то, что многие предметы быта имеют еще и сакральное значение. Например, палочки для еды «куайцзы». В настоящее время около 30 процентов мирового населения употребляют еду именно ими. В Китае же бездетные женщины вывешивали их над кроватью, чтобы вымолить долгожданного первенца. По звучанию слово «куайцзы» напоминает выражение «скоро будет сын».
Маленькие женские туфельки, похожие не только на детские, но и вообще на кукольные, рассказывают о том периоде, когда в знатных семьях Китая практиковалось так называемое бинтование ног у девочек. В ходе этой мучительной процедуры ступня переставала расти. Маленькая ножка считалась залогом успешного брака. Разумеется, женщина с такими непропорциональными ногами и в такой неудобной обуви почти не могла ходить – ее носили слуги.
Говоря о древней культуре Китая, нельзя не вспомнить знаменитые бронзовые зеркала XI–XVI вв. Одно из таких было найдено неподалеку от Минусинска. На его оборотной сторне изображены карпы, символизирующие в китайской культуре многочисленное потомство. На другом зеркале можно увидеть птицу Феникс – символ женского начала.
Представлена и традиционная для Поднебесной живопись.
– Мы показываем картины Цзян Ши ЛУНЯ, художника, который родился в Китае, но позже переехал в Россию, – поясняет Михаил ЕРМОЛА. – Его работы можно встретить в Лувре, в Санкт-Петербургских музейных собраниях. Картины содержат небольшое пояснение относительно этимологии и семантики расположения композиций. Для живописи Китая характерно именно чтение. Это концепция «мир как текст», которая существовала в средние века и в европейской культуре. Помимо картин, мы можем похвастаться тем, что в нашем музее одно из крупнейших в России собрание китайского народного лубка.
Знаменитые китайские лубки (картины на рисовой бумаге) в основном изображают традиционные обряды. Один из них – «Весенние волы и слоны» – посвящен, как ни странно, Новому году. Слоны здесь – символы счастья, а волы – зимы, которую и изгоняют. Ведь для китайцев Новый год по лунному календарю – это приход весны. К празднику обычно начинают готовиться за две недели и почти столько же отмечают его. Наверное, в этом мы похожи.
Выставка «Образы Китая» продолжит работу до 1 марта.
© Фото из архива ОГИК музея