Ряд муниципальных образований Омской области во время из-за долгов не получили паспорта готовности к зиме.
7 сентября вышло региональное постановление «О выделении средств из резервного фонда Правительства Омской области». Речь в нем идет о выделении средств «на финансовое обеспечение расходов муниципальных образований Омской области, связанных с оказанием финансовой помощи теплоснабжающим организациям Знаменского, Колосовского, Нововаршавского, Русско-Полянского, Усть-Ишимского муниципальных районов Омской области в целях предупреждения банкротства, восстановления платежеспособности и их финансового оздоровления».
Напомним, что около года назад, в ноябре 2021-го, в региональное правительство посыпались многочисленные жалобы жителей Большереченского района на холод в квартирах. И проблемы оказались не только в этом районе. Как выяснилось, сельские теплоснабжающие организации задолжали десятки миллионов рублей (а кто-то и за сотню) поставщикам мазута и угля. Правительству Омской области пришлось срочно выделять из резервного фонда 100,9 млн руб. только для того, чтобы закрыть часть долга компании «Газпромнефть-Региональные продажи», которая к тому времени уже обратилась в арбитражный суд за взысканием.
Новый министр энергетики и жилищно-коммунального комплекса области Владимир ШНИПКО оказался благоразумнее своего предшественника Антона ГААКА и обеспокоился проблемой уже в сентябре. Постановлением выделяется 46,4 млн руб. пяти сельским районам. Больше всех – 17,8 млн досталось Нововаршавскому району.
В пояснительной записке к проекту министр на удивление подробно и точно обрисовал ситуацию, сложившуюся в этих районах:
— Формирование задолженности за твердое топливо (уголь) обусловлено рядом следующих причин: оплата услуг теплоснабжения населением равномерно в течение календарного года (1/12), несоответствие мощности теплоисточников фактически подключенной нагрузке, высокий процент потерь в сетях при их неизменной протяженности и изношенности, финансирование расходов, не включенных в тариф, в том числе расходов, связанных с дополнительной финансовой нагрузкой при оплате договоров переуступки долга ранее действующих коммунальных организаций, и накопленной кредиторской задолженности прошлых периодов, ремонтных и аварийных работ, дополнительных затрат при повышении минимального размера оплаты труда, недостаточный уровень платежной дисциплины потребителей коммунальных услуг, неурегулированные вопросы формирования доходной базы коммунальных организаций при тарифном регулировании.
Недостаточность средств местных бюджетов для принятия мер по урегулированию кредиторской задолженности, наличие дополнительных расходов, в том числе связанных с разницей в цене топлива относительно предусмотренной в тарифе, рост тарифа коммунальных организаций только с 1 июля 2022 года с соответственным ростом платежеспособности, недопущение отвлечения тарифной выручки 2022 года на погашение задолженности прошлых периодов, невозможность привлечения кредитных средств ввиду неудовлетворительного финансового состояния коммунальных организаций, роста стоимости привлечения таких ресурсов формирует риски возникновения чрезвычайных ситуаций в период начала отопительного периода 2022/23 года.
Вышеуказанные обстоятельства невозможно было предвидеть на этапе планируемой деятельности.
Наличие задолженности теплоснабжающих организаций не позволило в текущем отопительном периоде обеспечить стабильное прохождение в связи с отказами основных поставщиков участвовать в проводимых коммунальными предприятиями аукционах. Данное обстоятельство не позволило ряду муниципальных образований обеспечить получение паспортов готовности к зиме.
Напомним, что 4 августа 2022 года представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий СЕРЫШЕВ провел совещание по вопросам готовности регионов Сибири к работе в осенне-зимнем периоде 2022-2023 годов. Отдельное внимание полпред обратил на работу по сокращению задолженности организаций, финансируемых из региональных и местных бюджетов, за поставленные энергетические ресурсы. Им рекомендовано проанализировать причины неполучения паспортов готовности муниципальными образованиями, принять дополнительные меры по надлежащей подготовке к прохождению предстоящего отопительного периода.
Как утверждает Владимир ШНИПКО, «погашение просроченной задолженности за уголь снизит объем выставленной поставщиками топливно-энергетических ресурсов неустойки (не включается в тариф, образует убытки), обеспечит исполнение графиков погашения задолженности. Кроме того, отсутствие у теплоснабжающих организаций задолженности за поставленное топливо позволит привлечь основных поставщиков топлива для заключения долгосрочных контрактов на поставку угля, исключить поставки угля с колес по прямым договорам, обеспечить требуемым запасом топлива коммунальные организации муниципальных образований Омской области».
P.S. 27 сентября министр энергетики и жилищно-коммунального комплекса региона Владимир ШНИПКО заявил, что районы Омской области, шесть из которых из-за долгов за уголь не смогли заключить соглашения на поставку этого вида топлива, погасили свои задолженности и сформируют нормативный запас угля для обеспечения бесперебойного теплоснабжения к 15 октября.
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 21 сентября. Добавлена информация о событиях, случившихся позже.