Очередной премьерой с ним попрощался главный режиссер.
На минувших выходных омский ТЮЗ завершил сезон премьерой спектакля «Тихо! Идет съемка!» в постановке главного режиссера театра Евгения РОГУЛЬКИНА (художник Владимир САФРОНОВ, композитор Евгений ПЕРЕСУМКИН).
Пьеса французских авторов Патрика ОДЕКЕРА и Жеральда СИБЛЕЙРАСА никогда до этого не ставилась в России, она представлена агентством «Независимый театральный проект» (Москва) и Agence Drama / Suzanne Sarquier (Париж). Судя по анонсам, комедия «цинично высмеивает процесс кинопроизводства».
События происходят на съемочной площадке детективной ретро-мелодрамы «Звезда мертва». Там пытаются снять сцену убийства театральной примадонны ревнивым мужем прямо во время спектакля. Массовка изображает зрителей, ну а настоящие зрители, соответственно, вынуждены изображать массовку.
«Не забывайте, что вы пришли смотреть спектакль. Вы должны смеяться и аплодировать, а в конце устроить бурные овации. Но это еще не точно», – дает наставления помощник режиссера Баптистэн (Михаил КВЕЗЕРЕЛИ).
Возможно, что-то потерялось при переводе, возможно, дело все-таки в режиссуре, но вместо тонкой циничной насмешки получился утрированный балаган с безвкусными шутками, натужным юмором и зашкаливающим переигрыванием. Попытки рассмешить публику в большинстве случаев оказываются несостоятельными (есть лишь пара остроумных моментов), а постоянное втягивание ее в интерактив потихоньку начинает раздражать.
На сцене фальшиво всё: от манерных поз, «бумажной» кинокамеры и звонков, звучащих явно не из карманов, до, собственно, отношений. Вот вода в маленьком бассейне настоящая, но это лишь чтобы в очередной раз «сделать смешно», уронив туда актера. Кстати, брызги долетают до партера, так что будьте осторожны.
Действия спектакля абсолютно разобщены. Если первое все-таки посвящено съемочному процессу, который проходит с многочисленными накладками и неувязками, то второе – исключительно внутренние разборки съемочной группы.
Режиссер Франсис (Дмитрий ПОНОМАРЕВ) совершенно раскисает от измены старлетки Лолы (София ФЕДОРОВСКАЯ), ради которой он уходит из семьи. Продюсер Андрэ (Александр КАРПОВ) пытается вытянуть деньги на покрытие жизненно важных долгов у своей жены – кинозвезды Розы (Лариса ЯКОВЛЕВА), а та, разглядев подлую сущность муженька (карты, любовницы), собирается развестись с ним и сама заняться делами кинокомпании. Второй режиссер Баптистэн лелеет мечту снять собственный фильм и как курица с яйцом носится со сценарием. Актер эпизода Филипп (Дмитрий КЕРН) жаждет наконец-то получить большую роль и даже готов ради этого пойти на преступление. По идее, производственный процесс должен быть хорошо замешан с личными отношениями, а здесь всё распадается на куски и теряет жизненную почву.
Евгений РОГУЛЬКИН уже пытался показать закулисье в спектакле «Театральная машина». Там была не комедия, а странный жанр, призванный дать актерам возможность сыграть хоть кусочек того, о чем они мечтали. Спектакль тоже во многом не получился, хотя не настолько, как сейчас. Наверное, потому что закулисье, хоть театральное, хоть кинематографическое, на самом деле очень тонкий мир, воссоздать который дано не каждому.
Впрочем, нельзя не заметить и маленьких удач. Неожиданна, неузнаваема и просто потрясающа Надежда КОСТЮК в роли технического директора Жожо, мегеры с зелеными волосами. Уместной показалась цитата из фильма Яниса СТРЕЙЧА «Театр», промелькнувшая в образах Розы и Лолы. Впечатляет момент, когда милый «светлячок» Филипп вдруг начинает превращаться в чудовище и злодея. Черт возьми, совершенно по-настоящему!
Но самое лучшее – это черно-белые, «чудом сохранившиеся» кинопробы, показанные постскриптум. В них актеры так прекрасны и естественны, потому что это немножко и они сами, и те роли, которые они примеряют уже без дураков.
А на поклонах все с «Оскарами» в руках, в этой безумной костюмной эклектике. И вспоминаешь, что надо бы устроить овацию, но – не тянет.
Кстати, нынешняя премьера – последний спектакль Евгения РОГУЛЬКИНА в качестве главного режиссера Омского театра для детей и молодежи. После четырех сезонов, за время которых он не сделал, в общем-то, ничего выдающегося, с ним не продлен контракт. В какой-то степени жаль, потому что театр уже много лет живет на творческом перепутье, и надежды обрести четкое направление и сильного лидера в очередной раз не оправдались.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ