Департамент транспорта ищет маршруты, где полуэкспрессы позволят омичам сэкономить 15-20 минут.
В марте на заседании комитета по вопросам транспортной инфраструктуры Омского городского совета депутаты обсудили создание автобусных маршрутов, работающих в режиме полуэкспресса.
Директор департамента транспорта администрации города Омска Вадим КОРМИЛЕЦ счел идею интересной. До заседания комитета она была протестирована на двух городских маршрутах. Полуэкспресс Автовокзал – мкр. Кузьминки – библиотека им. Пушкина и обратно при сокращении 14 остановок дал экономию всего 3 минуты.
— Вопрос не новый, он корнями уходит в советскую эпоху. Когда обсуждали его с Дмитрием Анатольевичем (заместитель председателя Омского городского совета Дмитрий САХАНЬ), вспомнили студенческие времена, когда автобусы двигались по городу в полуэкспрессном режиме и мы выигрывали время. Взяли тему в проработку. Вчера дополнительно провели исследование по хронометражу еще одного маршрута – площадь Победы, ул. Красный путь, ул. Березовая, Красноярский тракт, пр. Менделеева, ул. Заозерная, ул. Бархатова и обратно. Стандартный автобус должен выполнять 39 остановок, он тратит на маршрут 82 минуты, а полуэкспресс прошел за 75 минут, т. е. экономия составила всего 7 минут. Посадка-высадка выполнялась на 16 остановочных пунктах. Считаем, это не тот результат, на который мы заточены. Над темой надо продолжать работать, – резюмировал Вадим КОРМИЛЕЦ.
Однако автор предложения Дмитрий САХАНЬ, выслушав главу департамента, заметил, что тот «поверхностно подготовился к вопросу»:
— Я надеялся от вас услышать, к чему мы идем и какого результата добиваемся. Экономия 3 и 7 минут – это не интересно. Хотел услышать, что вы предложите 5-10 маршрутов с экономией 15-20 минут.
Дмитрий САХАНЬ обозначил несколько принципиальных требований к полуэкспрессу. Во-первых, использование автобусов малого класса, во-вторых, уход с центральных загруженных магистралей. В-третьих, чем длиннее маршрут, тем больше экономия времени.
— В советское время был прекрасный маршрут Советский исполком – Железнодорожный вокзал, – напомнил Дмитрий САХАНЬ. – Чтобы уйти от центральных магистралей, мы должны будем доехать до городка Водников, уйти на ул. 7-я Северная, ул. Орджоникидзе, доехать до кинотеатра Маяковский, сэкономив время, уйти на ул. Ленина с остановкой «Яблонька». Дальше на Иртышскую набережную и до вокзала. Здесь можно, я считаю, добиться экономии 15-20 минут.
Вадим КОРМИЛЕЦ подчеркнул, что заранее просчитать пассажиропоток на полуэкспрессных маршрутах не получится, он будет виден только после месяца тестирования. Кроме того, глава департамента транспорта напомнил депутатам, что в советские времена стоимость проезда в полуэкспрессе была значительно выше, чем у обычного пассажирского транспорта:
— Чтобы привлечь пассажиров, нужно сделать быстрое время доставки за счет сокращения количества остановочных пунктов и перехода на менее загруженные магистрали. И пассажиры, которых такой маршрут устроит, должны будут рублем заплатить за короткое время поездки. Экономика будет складываться из комплекса условий.
Для перевозки в полуэкспрессе предполагается использовать автобусы малого класса, например «луидоры», которые легче преодолевают загруженные участки. Вадим КОРМИЛЕЦ обратился к депутатам с просьбой:
— Предлагайте нам разные схемы полуэкспрессных маршрутов, которые заинтересуют вас либо поступят от граждан. Будем брать их в проработку, выполнять пробные хронометражные проезды.
Глава комитета, депутат Юрий АРЧИБАСОВ считает, что создавать нужно сразу несколько полуэкспрессных маршрутов: утром на них вывозить людей из округов в центр, а вечером – обратно:
– Днем полуэкспрессный режим в моем видении не целесообразен!
– Юрий Валерьевич, мы разные форматы рассматривали, – заверил депутата Вадим КОРМИЛЕЦ.– Знаете, как мануальный терапевт позвоночник разбирает по частям и все ставит на место, так и мы. Логика подготовки первого и второго маршрутов складывалась из простых рассуждений. Центральные магистрали в утренний час пик забиты, особенно при движении в направлении центра города. Яркий пример: при следовании из городка Нефтяников в центр время увеличилось минут на 10, если не больше. Поэтому привезти из Нефтяников в центр на полуэкспрессном маршруте в утренний час пик быстрее на 15-20 минут – задача не выполнимая изначально. Полуэкспрессные режимы должны двигаться по альтернативным дорогам. Гипотетически: через ул. Березовую с ул. Красный путь нужно уходить на ул. 2-я Кольцевая, затем возвращаться на крупный пересадочный пункт в районе городка Водников, опять уходить на какую-то альтернативу через ул. Волховстроя, чтобы опережать тот транспорт, который стоит или движется по центру города. То есть очень много неизвестных нужно сложить, чтобы они выстрелили, и мы получили опережение, о котором говорит Дмитрий Анатольевич. На коротких маршрутах мы такого опережения не добьемся, а чем длиннее маршрут, тем больше вероятность, что он будет проходить по загруженным магистралям. В этом трудность. Поэтому давайте предложения. Мы руки не опускаем. Свои идеи сейчас прорабатываем.
Вадим КОРМИЛЕЦ пообещал депутатам к июню представить итоги работы, которые покажут либо невозможность организации в Омске полуэкспрессных маршрутов, либо предложат 10-20 вариантов, которые можно будет протестировать.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 27 марта 2024 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ