Все рубрики
В Омске пятница, 20 Сентября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,6962    € 103,2490

Где же у них кнопки?

26 марта 2019 15:54
0
3170

В Омском ТЮЗе запустили «Театральную машину». 

Стоит потянуть магический рычаг, и на небольшой, сияющей лампочками сцене появятся актеры и сыграют вам хоть ЧЕХОВА, хоть ШЕКСПИРА. Но не все так просто. Театр не механизм, он живой организм. И порой увидеть то, как он устроен изнутри, так же больно и страшно, как заглянуть в хирургический разрез.

Спектакль «Театральная машина», премьера которого состоялась на днях в Омском театре для детей и молодежи, его главный режиссер Евгений РОГУЛЬКИН посвятил старшему поколению тюзовских актеров. Их несыгранным ролям или, напротив, тому, с чего начинался творческий путь.

Собственно, «Театральная машина» – пьеса французского драматурга Йендта МОРИСА. Но не ищите совпадений. От первоисточника осталась лишь фабула. Поздно ночью в театре собираются актеры, чтобы посмотреть на некую диковинку, которая должна переиграть их, но сами постепенно втягиваются в игру.

Спектакль идет на камерной сцене. То есть просто на сцене, где умещаются несколько рядов стульев и игровой пятачок. А за распахивающимся время от времени занавесом открывается бездонный зрительный зал. Там от стен гулко отскакивает эхо. Оттуда приходят и туда же уходят артисты – ниоткуда и в никуда. 

Совсем рядом со зрительскими местами – пульт помрежа и вешалка, где висят театральные костюмы. И, наверное, многие зрители впервые оказываются в таком «перевернутом» пространстве – не в зале, а на сцене. В ее темном зеве, таящем в себе неизвестность. 

И уж если даже сами актеры иногда сомневаются в своем существовании, то зрителю предоставляется полное право гадать, действительно ли перед ними кучка пожилых лицедеев, собравшихся поимпровизировать ночью на подмостках, или ожили театральные духи. 

Свою постановку Евгений РОГУЛЬКИН назвал актерской фантасмагорией. Здесь всё перемешалось, как в причудливом сне. Ведь именно в снах бывают такие, лишенные всяческой логики, перетекания и переплетения событий.

Александра КОРНЕВА начинает с монолога Нины Заречной о Мировой душе (роль в «Чайке», сыгранная еще в Барнауле – любимая на всю жизнь), а после переходит к афоризмам Фаины РАНЕВСКОЙ, которые будут не раз звучать на протяжении спектакля. Слушая монолог, вдруг делаешь простое и вместе с тем совершенно потрясающее открытие. А ведь Мировая душа, в которой «слились и душа Александра Великого, и Наполеона, и последней пиявки», не абстрактная материя, как казалось когда-то. Душа – это Актер.

Лариса ЯКОВЛЕВА, Екатерина ВЕЛЬЯМИНОВА и Алла МАЛКИНА играют трех сестер. Сначала шекспировских: Гонерилью, Регану и Корделию («Король Лир»), затем чеховских – Машу, Ирину и Ольгу. 

А Владимир КРУТОВ, исчезнув в глубине зала разгневанным Лиром, появляется из «многоуважаемого шкафа» доктором Чебутыкиным. И его «Тарарабумбия» звучит действительно фантасмагорически, под собственный аккомпанемент на контрабасе.

Лариса и Олег ЧИЧКО переносят на сцену образы феллиниевских Джинджер и Фреда, причем-таки с долгожданным танцем (хореограф Виктор ТЗАПТАШВИЛЛИ). 

Немало посмешивший публику герой Сергея ЗУБЕНКО Василий Васильевич («Лебединая песня» А. П. ЧЕХОВА), прикрыв шутовской костюм черным плащом, исполняет монолог патриарха Иова из пьесы А.С. ПУШКИНА «Борис Годунов». Словно ледяной водой всех окатывает.

Периодически в спектакле возникает сюжет «Костюмера» Рональда ХАРВУДА, зыбко и ненадежно скрепляя все фрагменты. Пожилой актер, которого играет народный артист РФ Анатолий ЗВОНОВ, готовится выйти на сцену в «Короле Лире», и вдруг с ужасом понимает, что в его голове перепутались все роли: Отелло, Ричард III, Гамлет. Давно он в этом театре. «Здесь был мой дебют», – фраза, звучащая автобиографически. 

Самые лучшие моменты – когда исполнители от самоиронии и почти капустника переходят к серьезной игре. Случается это буквально вдруг, словно нажимается какая-то кнопка. Возможно, эта «кнопка» – талант, возможно – мастерство.

Спектакль придуман режиссером как коллаж, компиляция, состоящая из отрывков известных пьес. Но разобраться в этом под силу все-таки тем, кто хоть чуть-чуть искушен в театре. Именно ухо театрала способно различить в репликах те коды, по которым узнается та или иная пьеса. Остальным, быть может, немножко сложно и трудно пробираться к пониманию сути происходящего.

А суть, в общем-то, проста. Перед нами история актерства, которое никогда не заканчивается, дай только артисту выйти на сцену. «Пока мы на сцене, мы не стареем. Честное слово. По крайней мере, мы в это верим».

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.