Омичи впервые знакомятся с коллекцией профессора А.А. СТАФЕЕВА.
В Омском доме художника открылась выставка «От Великого Пиранези до гения ар-деко. Избранная графика XVIII–XXI веков из коллекции профессора А.А. Стафеева». Ценители искусства смогут увидеть на ней редкие экземпляры старинных гравюр великих мастеров, известных из учебников истории искусства, а также полюбоваться яркими, изысканными работами художников начала XX века и их последователей.

Основу выставки составляют гравюры итальянского архитектора и художника-графика Джованни Батисты Пиранези (1720–1778), который смог создать на бумаге «свой Рим», представлявшийся ему в мечтах и разочаровавший венецианского художника в действительности. Монументальные здания античного города, приукрашенные фантазией художника, напоминают останки величественной цивилизиции.

Произведения знаменитого Пиранези дополняют литографии и офорты Луиджи Россини, Джузеппе Вази и других известных граверов того времени.

Вторая часть экспозиции включает в себя работы художников начала XX века и до наших дней, выполненные в стилях ар-деко и нео-ар-деко.

Ар-деко – это искусство красоты, яркий, богатый, элегантный стиль, возникший в культуре стран Западной Европы, Америки, России в 1920-е – 1930-е годы. Это была своеобразная прививка от хандры во времена войн и социальных депрессий. Стиль соединил элементы разных художественных течений: неоклассицизма, модерна, конструктивизма – и этнические мотивы.

Наиболее значимым представителем направления ар-деко был художник, сценограф, модельер Роман Тыртов (1892–1990), известный под псевдонимом Эрте – по начальным буквам имени и фамилии. Он родился в аристократической семье, где не испытывали восторга от богемной жизни сына. На выставке представлено около 30 шелкографий Эрте, а также произведения других художников: литографии и пошуары (изображения, созданные с помощью трафарета) Умберто Брунеллески, иллюстрации Жоржа Барбье и Луи Икара, модные работы Рене Грюо.

Современное искусство нео-ар-деко показано картинами Хизаси Отсуки, Лилиан Шао, Гийома Азулэя и многих других.

Разнообразную коллекцию представил для выставочного зала Омского дома художника, который сейчас поистине превратился в музей, заведующий кафедрой ортопедической стоматологии Омского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Андрей Анатольевич СТАФЕЕВ. Это часть его личного собрания, которое начиналось в 1980-е годы с работ омских художников: Дамира МУРАТОВА, Георгия КИЧИГИНА, Андрея МАШАНОВА, Бориса МИРОНОВА. Графикой, и именно европейской, Андрей Анатольевич занимается около пятнадцати лет.

– Первая работа Пиранези была куплена в старом тосканском городе Ареццо, который на один день становится огромным антикварным рынком, – рассказал он. – А с творчеством Эрте я познакомился в Москве: в 2005 году там была распродажа, большой аукцион коллекции его близкой подруги Элен Мартини, владелицы ресторана-кабаре Raspoutine в Париже. Первая работа у меня его была гуашь. Он же шелкографией занялся уже в 80 лет, и тогда его работы стали более-менее доступны, потому что это тиражная графика. Эрте делал 300 зкземпляров, потом прилюдно уничтожал матрицу, чтобы больше никто не смог сделать отпечаток. На выставке все работы оригинальные, везде стоит его настоящая, не факсимильная подпись. Вот тут, видите, написано прямо от руки: «авторский экземпляр». Это его работа «Дебютантка». А это, можно сказать, его визитная карточка – «Симфония в черном». Всё это стиль ар-деко: красивые женщины, дорогие материалы, меха, позолота. На пике популярности этот стиль прожил всего двадцать лет, между двумя войнами, когда людям хотелось красоты, праздника, хотелось уйти от действительности.

Выставка, по словам коллекционера, демонстрирует две мощные эпохи в изобразительном искусстве.

– Хочется отметить некоторое ошеломление от экспозиции, потому что это выставка музейного уровня, ничего подобного за всю историю Дома художника у нас не было, – сказал на открытии председатель Омского отделения Союза художников России Андрей МАШАНОВ. – Мы задумали ее давно, и сейчас она стала такой жемчужиной в преддверии года, в который Омск примет статус культурной столицы России.

Андрея МАШАНОВА поддержал и министр культуры Омской области Юрий ТРОФИМОВ:
– Выставка достойна того, чтобы смотреть ее долго, внимательно. Тем более это графика, которая раскрывается как хороший напиток, не сразу, оставляя послевкусие. Коллекция Андрея Анатольевича СТАФЕЕВА лично для меня стала открытием. Я думаю, это первый, но далеко не последний проект, который мы сделаем вместе.

Выставка будет работать до 27 ноября.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ



