Однако лидером среди моделей, по прогнозам экспертов, останется Lada Granta.
В феврале в пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей» состоялась пресс-конференция на тему «Сделано в Китае. Что ждет российский авторынок в 2024 году?».
Продажи легковых автомобилей в России выросли на 77%, такую динамику по итогам января 2024 года зафиксировал «Автостат». Всего было продано более 80 тысяч машин. Высокой динамикой продаж отметились в России китайские компании. К примеру, продажи Haval выросли сразу на 133,7%, до 9 620 единиц. Также за месяц россияне купили 8 998 машин Geely (+159,7%).
Единственным ушедшим брендом, который смог удержаться в топ-10 самых популярных автомобильных марок в России, стала корейская Kia. В 2024 году в России ожидается старт продаж от 30 до 45 новых моделей брендов из Китая.
Олег МОСЕЕВ, руководитель проекта «Автомаркетолог»: «Китайские концерны собираются реализовать на российском рынке в 2024 году более миллиона»:
— Прошлый год по легковому сегменту закончили с показателем 1,067 млн автомобилей, что на 67% больше, чем в 2022 году. С этим все понятно, так как в 2022 году была сильная просадка. При этом надо обратить внимание на вторую половину года, когда решили проблемы с дефицитом. Доля китайских автомобилей на российском рынке на конец года составила 60%.
Если брать январь, то видим существенный рост на 69% по сравнению с январем 2023 года. По сравнению с декабрем 2023 года январь 2024 года сократился на 31%, но это в рамках длинных статистических погрешностей, так как январь всегда уступает декабрю в продажах. Lada Granta по-прежнему у нас на первом месте, поскольку играет в сегменте, в котором китайцев практически нет – в январе было продано больше 10 420 машин (из 22 700, реализованных «АвтоВАЗом», и 82 000 машин в целом). Lada Vesta нарастила свои объемы продаж – их было продано почти 5 500.
«Москвич» по прошлому году отчитался о том, что они произвели 31 тысячу автомобилей, при этом продано 13 тысяч. Зачастую проблема не в восприятии качества автомобиля, а в не очень качественном маркетинге. Плюс, конечно, завышенная цена. В январе дела у «Москвича» пошли существенно лучше. Посмотрим, что будет дальше, планы их стали реальнее: после смены команды первоначальный план производства на 2024 год изменился со 100 000 на 50 000. Но если такая же пропорция производства и продаж сохранится, то бедные дилеры... Будем надеяться, с учетом существенного понижения цены рынок воспримет это позитивно.
Китайцы удерживают свою долю. В январе мы наблюдаем изменения среди китайцев: Haval и Geely обогнали Chery, которая переместилась на третье место, хотя была лидером. Changan по-прежнему остается на четвертом. Основные китайские автомобильные игроки собираются выводить на российский рынок новые модели уже в ближайшее время: это и Chery, и Jetta, и Exeed, и Haval, и Omoda, и Jaecoo, появится Oting. Первым расширение ряда запустил Changan – у них 14 моделей.
Как раз снижение цен, которые мы увидели в конце прошлого и в январе этого года по ряду китайских брендов, китайских моделей – отражение того, что предложений автомобилей на рынке стало больше, чем спрос на них. Это критично в отдельных брендах и в отдельных регионах, но в среднем по стране – нет. Оверсток – автомобили на складах дилеров, автомобили на складах дистрибьюторов и автомобили, которые уже пересекли границу, но еще не доехали до потребителей – пока не очень большой, но постоянно нарастает. Это тенденция последних трех месяцев. Если производители не изменят планы, то им придется существенно понижать цены – на 30-40%. Думаю, во втором квартале мы увидим ценовые войны среди китайских брендов.
На мой взгляд, на цены будет давить история с тем, что китайцы на этот год запланировали продать фантасмагоричное количество автомобилей в России. Согласно моим подсчетам, китайские концерны собираются реализовать на российском рынке в 2024 году более миллиона. В прошлом году продали 550 тысяч машин. Большинство китайцев пока не понимают, что это совершенно нереальная история, даже если будет снижение цены. Она должна очень существенно упасть, чтобы перетащить потребителей со вторичного рынка на первичный.
Электрокаров в январе 2024 года продано по сравнению с январем прошлого года почти в пять раз больше, но это эффект малых цифр: 1554 машины против 382, 3316 гибридов в январе 2024-го против 522 в январе 2023-го. Историческое событие: LiXiang вошел в десятку по продажам новых автомобилей в январе – 1772 автомобиля. Электрокары – пока удел премиум-сегмента или игрушек: зачастую электрический автомобиль покупается как второй. Плюс проблема с зарядной инфраструктурой: в Москве она глючит, потому что привязана к позиционированию, а в центре сами знаете, как навигаторы работают.
Становятся более популярны последовательные гибриды, когда человек хочет попробовать ездить на «электричке», но не зависеть от зарядки. Двигатель внутреннего сгорания здесь работает как генератор: когда батарея садится ниже определенного уровня, двигатель начинает подзаряжать батарею, и в принципе ты едешь на электричестве, но постоянно сжигаешь бензин. Гибридов продается в два раза больше, чем «электричек».
Ян ХАЙЦЕЭР, вице-президент «Национального автомобильного союза»: «Балом будет править Lada Granta или то, что придет ей на смену»:
— Рост продаж, конечно, есть: был отложенный спрос, заполнение пустой ниши. Люди больше бы покупали автомобили, если бы не заградительная ставка кредита. В 2023 году мы даже увидели снижение цены, борьбу между автопроизводителями, появились допскидки. Если сравнивать состояние рынка по странам происхождения, то тут все совершенно очевидно: лидируют Китай, «АвтоВАЗ», уменьшаются объемы параллельного импорта. Я бы даже сказал, что доля параллельного больше в сегменте подержанных автомобилей премиального характера: дешевые машины нет смысла привозить, нагрузка ложится достаточно существенная.
2024 год будет скорее всего показывать такие же результаты. Надеюсь, что стагнации не будет. Изменившаяся ставка рефинансирования, конечно, чрезвычайно благотворно бы повлияла на общий спрос. Единственное опасение – как себя будут вести китайцы: будут ли ломаться, ржаветь. Срок их продаж на нашем рынке пока недостаточный, чтобы делать выводы.
Я думаю, в 2024 году будет расти Lada, в основном это будет происходить за счет дешевого сегмента. Мы знаем, что там появились новые, более дорогие модели, однако балом будет править Lada Granta или то, что придет ей на смену. Lada Granta, к большому сожалению, не может похвастать хорошим краш-тестом, но людям нужны четыре колеса, новая машина, более-менее доступное обслуживание. Здесь заменить «АвтоВАЗ» практически невозможно.За последнее время не вижу какого-то гипертрофированного скачка в качестве этих автомобилей, но все равно дешевого будет продаваться много. Если достаток людей изменится, первым это почувствует «АвтоВАЗ».
Количество электрокаров в России существенно растет, особенно премиальная часть китайцев – их просто нет с двигателем внутреннего сгорания. У нас есть свои углеводороды, газ, а экологические проблемы, уверяю, большинство не интересуют. Было бы здорово, если бы коммунальный транспорт в крупных городах при поддержке государства перешел на батарейки – это действительно поможет городам дышать спокойнее. Что касается частных автомобилей, переход будет происходить чрезвычайно медленно.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 14 февраля 2024 года.