О магазине, где бывали все.
Анатолий РУБИНОВ
История трех московских магазинов
М.: Издательство «Издательство редких книг», 2025 год. – 360 стр.
Тираж 1000 экз.
«Знаменитый на всю Россию «Елисеевский» магазин вполне мог бы называться иначе – «Касаткинский», если бы не сыновняя любовь двух рослых молодых красавцев к своему батюшке, который своим примером и наставлениями научил сыновей трудолюбию и тем вывел их в люди. В прославление не подлинной своей фамилии – Касаткины, а имени батюшки они назвали основанное ими дело по общему отчеству: «Товарищество братьев Елисеевых». А внуки закрепили дедово имя в памяти России, передав через полвека это название двум магазинам, самым роскошным во всем государстве и похожим, как братья-близнецы, – в Санкт-Петербурге и Москве. И третьему – в Киеве... Даже когда после революции в торговом деле не осталось ни одного Елисеева, их магазины в народе оставались «Елисеевскими» – видимо, стены тоже имеют память», – писал РУБИНОВ в одной из публикации журнала «Наука и жизнь».
Как полагают издатели, книга Анатолий РУБИНОВА – не просто рассказ о торговых точках, а путешествие в прошлое. Через призму трех знаковых магазинов – Елисеевского, ГУМа и «Кремлевки» – автор раскрывает подлинный дух Москвы и ее трансформацию из купеческой столицы в центр потребления советской, а затем постсоветской эпохи. Особое внимание автор уделил архитектуре.
«Елисеевский» – настоящий шедевр, где каждый элемент подчеркивает роскошь. ГУМ с его стеклянными арками стал символом модерна, а «Кремлевка», скрытая от глаз, породила множество слухов и легенд. В царское время купцы боролись за влияние при дворе, в советское – магазины стали частью системы распределения благ, где связи значили больше денег. Очень полезно будет почитать не только москвичам или любителям истории, но всем, кто хочет понять российскую культуру через призму торговли – с ее контрастами и страстями.




