Издательство «Новое литературное обозрение» выпустило в свет книгу Роберта ДАРНТОНА «Революционный темперамент. Париж в 1748–1789 годах» (М.; 2026 год; 688 стр.; тираж 1500 экз.; 18+).
Автор предлагает в своей новой книге оригинальный ответ на вопрос, как Париж пришел к 1789 году и что на самом деле думали и чувствовали парижане в десятилетия, предшествовавшие Великой французской революции. Известный историк исследует не столько политико-экономические причины революции, сколько созревание особого «революционного темперамента» – коллективного умонастроения, которое сделало возможным взрыв 1789 года.
Как подчеркивают издатели, ДАРТНТОН погружает читателя в гущу парижской жизни 1748–1789 годов, прослеживая формирование нового общественного сознания через уникальную «мультимедийную систему» Старого порядка: как новости о войне, налогах, королевских любовницах и полетах на воздушном шаре превращались в песни, памфлеты, слухи и сплетни, распространяясь от салонов и кофеен до рынков и мастерских. Анализируя циркуляцию этих информационных потоков, автор реконструирует социальный опыт горожан и объясняет, как еще за сорок лет до взятия Бастилии в их сознании закрепилась готовность к радикальным переменам. Перевел книгу на русский язык Александр КЫРЖЕЛЕВ.
Так, например, автор рассказывает читателям о том, как в начале 1781 года французский министр финансов Жак Неккер впервые опубликовал отчет о государственных доходах и расходах. Что же случилось дальше? Это была бомба.
«На протяжении столетий парижане придерживались мнения, что государственные дела – это тайна. Дела эти касались только короля и его советников. Время от времени политика выплескивалась на улицы, но обычно она оставалась сокрытой в далеком мире при дворе, совершалась за закрытыми дверями и определялась на тайных советах – политика была делом arcana imperii (государственной тайны), le secret du Roi (королевским секретом). Но в феврале 1781 года Жак Неккер раскрыл эту тайну, опубликовав «Докладную записку королю» – подробный отчет о доходах и расходах государства, а также о собственной деятельности в качестве генерального директора по финансам. Парижане были ошеломлены. Подобное откровение, появившееся в печатном виде и написанное чиновником, отвечавшим за государственные финансы, изданное в королевской типографии и доступное каждому всего за 3 ливра, – ничего подобного никогда не происходило».
Газеты писали, что еще ни одно сочинение не воспринималось с такой жадностью и что «Докладная записка» оставит неизгладимый след в истории Франции, а то и всей Европы.



