Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Книжный клуб: «Это шаг, поступок»

12 апреля 2022 20:23
1
3195

Алла ДЕМИДОВА в книге «Ностальгия — это память» рассказывает о режиссере Ларисе Шепитько. 

Алла ДЕМИДОВА

«Ностальгия — это память»

Изд-во АСТ; 2016 год; 400 стр.

Обращает на себя внимание, как иной раз поворачивается судьба или, может быть, ее поворачивают.

«Учились во ВГИКе на одном курсе Отар Иоселиани, Ира Поволоцкая, Лариса Шепитько. Это последний курс, набранный Александром Довженко. После его смерти курс вел Михаил Ромм. Лариса, судя по рассказам, не была яркой студенткой. Яркой была Ира. Она – москвичка, с идеальным вкусом, талантливая. И ей дали дипломную работу, снимать на «Туркменфильме» «Зной» по повести Айтматова «Верблюжий глаз». Снимать надо было в песках, в пустыне, собирать группу железной рукой, ведь кинопроизводство – все-таки завод. У нее сил не хватило, и она позвонила своей приятельнице с курса – Ларисе Шепитько, которая осталась без диплома. Лариса приехала, они стали работать вместе. Потом Ира попала в больницу (кажется, с гепатитом), Лариса работала одна. Ира после больницы побоялась возвращаться в эту пустыню, и всю работу доделывала Лариса – и монтировала, и озвучивала. Вышел фильм «Зной», очень хороший. В титрах стояло: режиссер – Лариса Шепитько».

Примечательно, что «в титрах не было Иры Поволоцкой. Это – шаг, поступок. Я не осуждаю, но я так не сделала бы, и так не сделала бы Ира Поволоцкая – столичные. Однако так поступила Лариса – «я хочу», и если бы не «Зной» – неизвестно, как бы повернулась ее судьба. Но «Зной» замечен был всеми, ездил на фестивали – и Лариса стала работать дальше…»

И здесь следует, на первый взгляд, парадоксальный вывод. Как утверждает Алла Сергеевна, замечено, что свежие силы в искусстве – почти всегда из провинции. Их жизненной энергии тесно в родном городе – они стремятся в столицу. Приехав, мыкаются, однако быстро все схватывают.  Однажды общий знакомый, прекрасный оператор, сказал, что Лариса Шепитько ему напоминает тип «железных леди». У Нины Берберовой есть роман «Железная женщина» – о баронессе Марии Будберг. Но Будберг не была железной женщиной, она была разной – как и Лариса.

И далее прекрасная зарисовка по памяти, когда так и хочется воскликнуть: какие люди!

«Как-то в Ленинграде Семен Аранович снимал фильм про Горького, я его потом озвучивала. Приехала в Ленинград баронесса Будберг, которая, как известно, хорошо знала Горького. Семен пестовал ее, возил по разным ею забытым местам. Мы вместе поехали в Пушкино. Она сказала, что хочет есть. Семен вышел из машины и купил кулек жаренных в масле пирожков с повидлом. Ими можно было забивать гвозди. Я надкусила один. Весь пакет съела баронесса, запивая коньячком, который она доставала, как это бывает только в старых американских фильмах, из-под подвязок. Она была грузная, говорливая, в норковой огромной шубе. И запомнилась мне на всю жизнь. Она отнюдь не была железной, обладала огромным чувством юмора – мы тогда весь день благодаря ей хохотали».

12 +



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
рыбка Ванда 19 апреля 2022 в 04:36:
))не права тут Алла Сергеевна, хотя и пообщалась так приватно с Марией Будберг. Сам факт, что с веселая дама в большой норковой шубе дожила до этой ностальгической поездки по местам ее бурной питерской жизни, говорит о ее стальной воле и характере... Просто «железные леди» четко делятся по временам и нравам тех эпох и социумов, где им пришлось выживать
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий

Книжный клуб: «Пишу не так»

Библиотека, как известно, одно из самых опасных мест

22 ноября 22:29
0
67

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.