Но, нахмурившись, их отбирали мамаши: Ваши сказки, а дети-то все-таки наши!
Владислав КРАПИВИН
В ночь большого прилива
Серия «Азбука-фантастика»
СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2023 год. – 384 стр.
Тираж 3 000 экз.
После братьев СТРУГАЦКИХ и Ивана ЕФРЕМОВА именно КРАПИВИН, занимает третье место из отечественных писателей-фантастов по количеству написанных о нем диссертаций.
— Какой же это фантаст? – скажете вы. – Это известный детский писатель, писавший о мальчиках со шпагой, каравеллах, настоящей дружбе и вечном конфликте идеального детского (и прежде всего, конечно же, мальчишеского) с обостренными чувствами мира со взрослым конформизмом и пошлостью.
И будете не правы. Большинство своих премий, помимо Премии Ленинского комсомола 1974 года и двух премий имени П.П. Бажова, Владислав Петрович получил за фантастику. Он единственный, кто трижды стал лауреатом премии фантастики «Аэлита» (в разных номинациях).
А лучшим ответом на сомнения будет повесть «Оранжевый портрет с крапинками» 1987 года из обозреваемого сборника, которая была «задумана как реалистическая, писатель вложил в уста своего героя-мальчишки шутливое вроде бы утверждение, что он марсианин. «И вдруг во всей этой истории, поначалу никакой не сказочной, возник второй план. Сама вещь изменилась, я начал писать ее под другим углом» (это я цитирую диссертацию Натальи БОГАТЫРЕВОЙ «Литературная сказка В.П.КРАПИВИНА). И эмоциональное воздействие на читателя оказывает сочетание обоих миров: теплого детства в СССР и мрачных марсианских страниц:
«Раньше, когда жил он в королевском стане и в столице иттов, ему казалось, что итты – самые храбрые, самые честные, самые умные, а таурины виноваты во всем. Это они много лет назад начали войну и до сих пор не хотят признать справедливость иттов. И он радовался, когда случился пожар в крепости врага. И ликовал, когда, оказавшись в случайной схватке среди песков, увидел (правда, издалека), как воины иттов арканами свалили двух тауринских всадников…»
В этом же сборнике опубликована трилогия «В ночь большого прилива», начавшаяся как сон, но проложившая тропку к циклу «Великий Кристалл».