Издательство «АСТ; Редакция Елены Шубиной» выпустило книгу Василия АВЧЕНКО и Алексея КОРОВАШКО «Александр Вампилов: Иркутская история» (М.; 2025 год; 352 стр.; тираж 2000 экз.; 16+).
«Тибетское имя Вампил переводят на русский как «умножающий могущество духа» или как «состояние возвышенного чувства, одухотворенности». Правда сделалась исключительной, парадоксальной, остроумной, таинственной, поэтической, из ряда вон выходящей. Говорите правду, и вы будете оригинальны. Эти слова – из записных книжек Александра Вампилова. Когда дальше вам будут встречаться подобные цитаты без указания авторства, знайте, что это его голос, его мысли, его слова – из дневников, рабочих записей, пьес, писем», – обращаются авторы к читателю.
Василий АВЧЕНКО – прозаик, журналист; живет и работает во Владивостоке, автор книг «Дальний Восток: Иероглиф пространства», «Красное небо», «Кристалл в прозрачной оправе» и др. Алексей КОРОВАШКО – прозаик, литературовед, живет и работает в Нижнем Новгороде; автор книг «Михаил Бахтин», «Олег Куваев» (в соавторстве с В. Авченко) и др.
На взгляд авторов книги, несмотря на то, что Вампилов не дожил до настоящей славы (и до постановок «Утиной охоты» и «Чулимска»), жизнь его сверхуспешна: упрямый сибиряк, амбициозный провинциал, он сумел выгнуть жизнь под себя, навязать себя миру. История Вампилова – история успеха.
Как отмечено на «вампиловском» сайте vampilov-irk.ru, «в 1965 вместе со своим другом Вячеславом Шугаевым он поехал «покорять» Москву. Со своей второй пьесой «Прощание в июне» обошел все столичные театры, но безрезультатно. Увы, так случилось и со следующими пьесами. Первая постановка вампиловской пьесы (это была «Прощание в июне») прошла даже не в России. Она состоялась в литовской Клайпеде. Постепенно, начиная с провинции, режиссеры советских театров начали ставить Вампилова-драматурга, но автор ждал, когда же московские и ленинградские театры обратят на него внимание, ведь это значило бы, что он признан на высшем уровне. Но этого не происходило. И Александр Вампилов мучился от такого несоответствия, ведь он знал цену своему творчеству. «Я не жалуюсь, я просто остервенел, и просто-напросто брошу все это к чертовой матери», – писал Вампилов в письме завлиту театра им. М.Н. Ермоловой Елене Якушкиной».
Всему нужно время.



