Откуда есть пошла земля средиземская.
Дэвид КОЛБЕРТ
Волшебные миры «Властелина колец»
М.: «РОСМЭН», 2003 год. – 192 стр.
Тираж 10 000 экз.
12+
Это популяризаторская книжка для школьников. Автор в немалой степени пользовался работами других исследователей творчества ТОЛКИНА (в каждом случае корректно ссылается на первоисточник). Поэтому каких-то особых открытий здесь нет. Впрочем Дэвид КОЛБЕРТ прославился в 2001 году книгой «Волшебные миры Гарри Поттера» (есть русский перевод), в котором указал на множество культурных ссылок в этом цикле. На волне успеха и были выпущены другие работы «Волшебные миры Нарнии», «Волшебные миры Филипа ПУЛМАНА» и обозреваемая сегодня книга, имеющая подзаголовок «Удивительные мифы, легенды и факты, которые легли в основу этого шедевра». Забавно, в издании помечено, что оно публикуется без одобрения наследников и правообладателей текстов ТОЛКИНА. Такими же пометками были снабжены и предыдущие книги. Написано без затей, но есть и интересные факты, о которых я, например, забыл. В частности, что в первом издании «Хоббита» встреча Бильбо с Горлумом отличается от последующих. ТОЛКИН переделал этот эпизод, чтобы он более соответствовал написанной позже трилогии «Властелин колец». В изначальном варианте Горлум играл с хоббитом в загадки как раз на свое кольцо, а не на выход из пещеры. Да и сам он был куда безобиднее, чем стал после доработки текста. Впрочем, достав с полки давно не бравшееся в руки издание «Хранителей» в переводе Владимира МУРАВЬЕВА и Андрея КИСТЯКОВСКОГО 1988 года издания, я обнаружил, что сам ТОЛКИН в прологе объясняет эту разницу тем, что Бильбо под влиянием Кольца исказил реальную историю встречи.
Как указывает КОЛБЕРТ, есть и другие несовпадения «Хоббита» с трилогией. В первом в качестве общего могущественного врага указан Некромант, который далее превратился в Саурона. То же самое произошло с гоблинами, ставшими орками.
Герой трилогии Фродо Торбинс изначально носил иное имя, более забавное – Бинго Боббер-Торбинс. Но профессор (так почитатели называют иногда ТОЛКИНА) поменял его на Фродо, как более соотвествующее мрачной эпичной атмосфере «Властелина...». Каждая главка у КОЛБЕРТА отвечает на вопрос, данный в названии «Кто такой Гэндальф?», «Верят ли хоббиты в бога» и т. д. и т. п.