Занятные истории из мира искусства.
Армен АПРЕСЯН
Циничное искусствоведение
М.: Издательство Слово/Slovo, 2025 год. – 232 стр.
Тираж не ук.
Известный искусствовед, доцент кафедры эстетики философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и руководитель программы «Управление в арт-бизнесе» Школы дизайна РАНХиГС Армен АПРЕСЯН приглашает читателя в историческое путешествие по миру искусства от XIX века до наших дней, стараясь найти, порой достаточно неожиданные, ответы на вопросы, которыми задаются как любители, так и специалисты.
Бывает так, что произведение искусства сначала вызывает насмешки у современников, но затем признается шедевром, а его создатель становится всемирно известным художником. Что на это влияет? Почему, например, презираемый при жизни Винсент Ван Гог сегодня один из самых почитаемых художников, а за тиражную работу Энди Уорхола коллекционеры готовы заплатить больше, чем за произведения Пикассо или Матисса? Или, к примеру, история с «Черным квадратом»?
«Справедливости ради стоит сказать, что творчество Малевича – еще и повод для бесконечных манипуляций, неиссякаемый источник вдохновения для доморощенных остроумцев, которые с упорством, заслуживающим лучшего применения, бесконечно пересказывают истории, вроде этой: для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петрограде 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и сгоряча замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал: «Гениально!» После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придал некий высший смысл своему «Черному квадрату».



