Издательство «Манн, Иванов и Фербер» выпустило в серии «Реальные истории» книгу Дмитрия СОКОЛОВА-МИТРИЧА «Детский мир. Перезагрузка. Реальная история компании, без которой у нас было бы другое детство» (2023 год; 320 стр.; тир. 10000 экз.).
Почему «Детский мир»? – подчеркивают издатели. Потому что это самая крупная в мире сеть магазинов детских товаров, состоящая из 1125 магазинов в трех странах. Почему перезагрузка? Потому что это история еще и о том, как бренд, рожденный в 1947 году, удалось сделать одним из самых популярных в Советском Союзе, а затем возродить в новых общественно-исторических условиях и сделать достоянием новых поколений. На полях сюжета о развитии «Детского мира» своим собственным детским счастьем делятся многие известные люди: поэты, писатели, политики, общественные деятели, маститые врачи и даже миллиардеры. История игрушек, которые воспитали несколько поколений, и история взросления торговли – все под одной обложкой.
«Детский мир» – это бренд, знакомый каждому в нашей стране. Известное всем здание на Лубянке было открыто в 1957 году, и с тех пор все советские дети мечтали побывать там. Независимо от места своего проживания. Практически каждый нынешний взрослый, если школьником бывал когда-то в Москве с родителями, непременно вспомнит знаменитые часы и свой искренний восторг.
Это был особенный магазин. «Журнал «Огонек» так описывал явление особенного магазина: «На его четырех этажах, где разместилось более ста секций и салонов, можно купить все, что нужно человеку со дня рождения до окончания школы и получения аттестата. Для матерей с грудными детьми предусмотрен отдельный вход. Школьникам надо подниматься на четвертый этаж, но это легко сделать – в магазине есть эскалаторы, такие же, как в метро».
«Первая советская портативная электронная игра «Ну, погоди!» – это был прорыв. Волк, вооруженный лукошком, ловил яйца. Почему яйца, в чем сюжет – бессмысленный разговор. Это была первая игра на реакцию – без особого смысла, но дьявольски азартная. Да что говорить: это была первая игра из будущего. А еще ходила легенда, будто если наберешь 1000 очков, то тебе покажут мультфильм».
«Игрушка, которую можно было бы назвать если не символом, то эмблемой «Детского мира», – это, конечно, неваляшка производства Тамбовского порохового завода. Именно та, самая известная: составленная из двух шариков, с красным круглым пузиком, подобием чепчика и большими невинными голубыми глазами».
Над книгой работала Лаборатория «Однажды», специализирующаяся в области story management. Это команда авторов с огромным опытом исследовательской журналистики. Появилась в 2014-м как частная инициатива группы сотрудников журнала «Русский репортер». Основатель и генеральный продюсер – Дмитрий СОКОЛОВ-МИТРИЧ.