Санкт-Петербургское издательство Азбука; Азбука-Аттикус выпустило в 2016 году книгу Огюста РОДЕНА «Беседы об искусстве»
(320 стр.; тираж 3000 экз.; пер. с фр. Ефимов Л., Соловьева Г.; 16+).
Работы великого французского скульптора находятся в крупнейших мировых музеях: «Мыслитель», «Поцелуй», «Вечная весна», «Граждане Кале». Однако мастер также написал интереснейшие литературные работы. В книге, кроме знаменитого «Завещания», представлены его «Беседы об искусстве» и «Французские соборы». Мысли художника побуждают к размышлениям.
«В новом художественном поколении, к несчастью, существуют поэты, отказывающиеся учиться говорить. Поэтому они издают лишь бормотание».
«Искусство – это еще и великолепный урок искренности. Истинный художник всегда выражает то, что он думает, даже рискуя опрокинуть установившиеся предрассудки».
«Безобразно в природе лишь фальшивое, искусственное, то, что стремится быть привлекательным или красивым, вместо того чтобы быть экспрессивным, то, что претенциозно и манерно – смех без причины, бессмысленная жеманность, то, что надувается и важничает, не имея на то основания,– бездушное, неискреннее, то, что есть лишь внешняя демонстрация красоты или грации, – все, что лживо».
«Мы живем рядом с такими прекрасными вещами, а большинство из нас их не видит! Да и среди тех, кто видит, они убеждают и удерживают слишком немногих! Наше незнание шедевров – это забвение нашей истины. Проникая в глаза, красота пробуждает сердце к любви, а без любви ничто не имеет ценности. Но любви больше не учат. Если понимание прекрасного – дело образования, просвещения, то как мы можем быть этого лишены, мы, современные люди, привилегированные из привилегированных?»
«Чем проще мы будем, тем полнее, ибо простота означает единение с истиной».
«В современной жизни все устремлено к выгоде: люди пытаются улучшить материальные условия своего существования; наука что ни день изобретает новые способы питать, одевать и перевозить людей, она экономично производит скверные продукты, чтобы доставить нам все больше низкопробных удовольствий. Правда, служа удовлетворению наших потребностей, наука также совершенствуется. Но дух, мысль, мечта – до них никому нет дела!»
«Красота, взлелеянная греками, — это Порядок, созданный духом, но постижимый лишь отточенным умом: она пренебрегала обездоленными душами, ее нимало не смягчали благие порывы обездоленных, ей был неведом тот небесный луч, что кроется в каждом сердце».