Издательство «Рутения» выпустило в свет книгу «Марлен. Марлен Хуциев в воспоминаниях друзей и коллег, документах и фотографиях» (М.; 2024 год; 696 стр.; тираж 2000 экз.).
Этот полуторакилограммовый том посвящен памяти советского и российского кинорежиссера, сценариста и педагога, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РФ Марлена Хуциева. В книге собраны воспоминания о режиссере его родных и друзей, известных деятелей культуры и искусства – Игоря Хуциева, Юрия Богомолова, Валерия Тодоровского, Сергея Соловьева, Марианны Вертинской, Беллы Ахмадулиной, Карена Шахназарова, Наума Клеймана, Евгения Миронова, Юрия Норштейна и др.
Существенную часть книги занимает прямая речь Хуциева – отрывки из его публичных выступлений, лекций, интервью, которые проясняют взгляды мастера на теорию и практику киноискусства и помогают понять, как главенствующий принцип его работы – сочетание «абсолютной документальности» и вымысла – позволял ему каждый раз добиваться на экране такого неожиданного художественного результата. Многие представленные в книге фотографии, документы и стенограммы публикуются впервые
В материале Андрея Васянина «Шестидесятники поделились воспоминаниями о Марлене Хуциеве» (РГ №60/7818) о коллеге так вспоминал режиссер Александр Митта:
– Мы с Марленом дружили всю жизнь, я всю жизнь смотрел на него с радостью и благодарностью. Он был для нас не учителем, а первооткрывателем. Вместе мы и работали и дружили – и вообще, как бы сказать – кучковались, и в работе, и по жизни. Мы собирались у Марлена на квартире в Подсосенском, общались, советовались, обсуждали идеи. Вася Шукшин у него снимался в «Два Федора», Андрей Тарковский был у него на практике на Одесской киностудии, когда Марлен снимал это кино, и я помню, как мы все вместе мотались в Одессу…
Марлен повлиял на всех нас. «Весна на Заречной улице» сейчас кажется совершенно обычной картиной, а тогда она была очень «свежей» – там было много настроения, воздуха, атмосферы, живого, а не схематичного общения. Киноязык «Заставы Ильича» – был просто ошеломляюще нов. Я помню, Вайда приезжал в Москву смотреть рабочий материал картины, потом мы сидели в кафе и Анджей говорил, что теперь не может снимать, как раньше.
Друзья еще и снимали друг друга. Митта сыграл в «Июльском дожде» активного чудака Владика. А Марлен Мартынович потом снялся в роли князя в «Гори, гори, моя звезда».