Советский кинематограф любил маленькие роли.
Сергей КАПКОВ
Королевы второго плана
М.: Издательство Лингвистика, 2022 год. – 416 стр.
Тираж 1000 экз.
«Бабка, бабушка, мать, тетка, нянька, соседка, дама, графиня, ведьма, но чаще всего просто – старуха... Так обозначали их роли в сценарии, в пьесе, либо так называли за глаза самих актрис, которых любила вся страна. Далеко не всех знали по фамилии, но в лицо узнавали всегда», – напоминает издательство в аннотации. «В новом сезоне нужна пьеса для старухи», – говорили в Театре сатиры о Татьяне Пельтцер. Почему ее путь к известности был таким долгим? Чего всю жизнь боялась Татьяна Ивановна? Какой подвиг в блокадном Ленинграде совершила Гликерия Богданова-Чеснокова? Почему ей отказывались присваивать звание народной артистки? Как выживала в лагерях Мария Капнист? Как она разыгрывала соседок по дому? За что ее до конца дней считали ведьмой? За что не любила «Покровские ворота» Софья Пилявская? Как у нее складывались отношения с Олегом Ефремовым? Как повлияла на успех Любови Орловой и Клавдии Шульженко забытая звезда мюзик-холла Валентина Токарская? Как Елизавета Уварова вдохновила Евгения Шварца на литературное творчество? Почему одну из малых планет назвали именем бабушки Кости Иночкина – Екатерины Мазуровой? Всего в книге киноведа, члена Союза кинематографистов РФ Сергея КАПКОВА собрано около двадцати портретов. Монологи, интервью и рассказы о героинях от третьего лица, беседы с их друзьями и родственниками, фрагменты дневников, фотографии.