Московское издательство Слово/Slovo выпустило книгу Марчелло СИМОНЕТТЫ и Ноги АРИХА «Люсьен, мятежный брат Наполеона. Семья и власть» (2023 год; 360 стр.; тираж 4000 экз.).
Это первая книга на русском языке о Люсьене Бонапарте, младшем брате Наполеона, – ораторе, дипломате и знатоке искусства.
«Люсьен и Александрина уехали в Италию в начале декабря 1803 года, препоручив детей гувернанткам. Они решили путешествовать инкогнито, как сделал три года тому назад Люсьен по дороге в Испанию, где он должен был заступить на место посла» (пер. Татьяны Кудрявцевой).
Книга содержит малоизвестные факты из ранее неизданных мемуаров Люсьена и семейных архивов итальянской ветви Бонапартов. Она снабжена более чем 170 высококачественными иллюстрациями. О Люсьене Бонапарте известно в основном, что он сыграл решающую роль в перевороте, приведшем к власти его брата, Наполеона, и позволившем тому в дальнейшем стать самым могущественным человеком в Европе своего времени. Однако об истории жизни Люсьена и самоотверженной любви к женщине, союз с которой не давал покоя Наполеону, было известно незаслуженно мало.
Как подчеркивают издатели, книга основана на мемуарах Люсьена, найденных авторами-историками в архивах Парижа, а также семейных архивах итальянской ветви Бонапартов, потомки которых до сих пор живут в своем особняке под Перуджей. Именно благодаря этим материалам, ранее никем не изученным, удалось сложить пазл всех перипетий судьбы Люсьена, его любовной истории и взаимоотношений с семьей и властью. Помимо сословных и клановых нюансов жизни влиятельной пары, читатель станет свидетелем подробностей быта и даже туризма времен двухсотлетней давности.
«… Они с Александриной решили посетить самые известные и значимые достопримечательности: с огромным интересом они осмотрели Помпеи и Геркуланум с их свежими археологическими находками, поднялись на холм Позиллипо, откуда любовались видом на залив, и даже доехали до Гротта дель Кане – Собачьей пещеры рядом с Поццуоли, известной остановкой для всех, кто ездил по маршрутам Гран-тура. Пара поднялась и на Везувий, из жерла которого еще курился дым, являя собой пугающую и в то же время завораживающую картину. Это была утомительная экскурсия, хоть они и ехали в паланкине, который по очереди тащили две бригады из четырех носильщиков».