Все рубрики
В Омске воскресенье, 17 Октября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 71,2371    € 82,7276

Книжный клуб: «Подспудно, непублично»

15 сентября 2021 18:58
0
1147

Издательство Слово/Slovo выпустило в 2021 году книгу Георгия СОКОЛОВА «Неофициальное искусство Ленинграда. Круг свободы» 

256 стр.; 1500 экз., 16 +. Как рекомендуют автора издатели, Георгий СОКОЛОВ – историк культуры, искусствовед, сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, исследователь советского неофициального искусства и мирового искусства ХХ века. Его книга посвящена неофициальному искусству послевоенного, постблокадного Ленинграда. СОКОЛОВУ блестяще удается воссоздать общую картину ленинградской неофициальной культуры через судьбы художников объединения «Орден непродающихся живописцев» Арефьева, Васми, Шагина, Шварца, Громова и поэта Роальда Мандельштама.

«Свободное искусство в Ленинграде второй половины минувшего века творилось подспудно, непублично, не на поверхности, а в квартирах и коммунальных комнатах. С самого начала оно возникло как приватная практика – когда стало ясно, что между художником и зрителем водворился неумолимый посредник: Советское государство», – пишет Георгий СОКОЛОВ, поясняя, что уже в тридцатые годы многие художники словно раздваиваются: некоторые произведения они продолжают показывать на выставках, но другие их работы остаются дома.

«Ровно здесь следует искать корни вообще советского неофициального искусства, хотя по-настоящему оно сформировалось все-таки в большей степени в практике следующего поколения – его представляют те люди, которые в конце 1920-х – начале 1930-х годов только появлялись на свет. К тому моменту, когда они взрослеют, институциональная система советского искусства уже совершенно точно знает, как надо жить (а как – нет). Появление трещины, растерянности этой системы приходится на середину 1950-х – вспомним об «оттепели».

Однако, как утверждает СОКОЛОВ, московские молодые художники, опьяненные тогда воздухом новой, неожиданной свободы, будто и не были неофициальными: «Неслучайно моментом, когда неофициальное искусство столицы начинает выкристаллизовываться именно как неофициальное, обычно называют знаменитый хрущевский скандал в Манеже в 1962 году, знаменовавший наступление новых «заморозков», – только после него стало понятно, что оставаться в публичном поле новое современное искусство все-таки не сможет».

Первая ленинградская группа нонконформистов – ОНЖ – возникла еще в позднесталинское время.



Комментарии через Фейсбук
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.