Мы – родом из СССР.
16 +
Михаил САВЕЛИЧЕВ
Красный космос
Серия «СССР-XXI
М.: Издательство «Э», 2017 год. – 480 стр.
Тираж 2 000 экз.
«Хлеборобы Заполярья рапортуют о досрочном сборе и отгрузке в закрома родины первого миллиона тонн зерна нового урожая», – сказала симпатичная дикторша. Картинка сменилась со студийной на полевую, где под множеством висящих искусственных солнц, превративших вечную мерзлоту в новую житницу СССР, шла битва за урожай – сквозь плотные ряды колосьев двигались комбайны на атомном ходу, а кузова атомных грузовиков могучими водопадами….»
Такой вот сюжет идет по телевизору во время встречи на конспиративной квартире резидента западной разведки Тульева с агентом, проникшим в команду советского космического корабля, собирающегося на Марс. Глава называется «Ошибка резидента», а обстоятельства встречи напоминают и знаменитую сцену из начала «Тайны двух океанов». Может, перед нами пародия? Нет, пожалуй, хотя ее элементы – и не слабые – несомненно, есть. Да и было бы утомительно читать почти 500-страничную пародию. Хватило бы повести. При некоторой ироничности этот роман – трибьют (tribute) советской фантастике с ее чистой верой в светлое будущее. Не зря же все главные герои имеют фамилии или отчества, отсылающие к фантастам-шестидесятникам: Ефремову, Казанцеву, Росоховатскому, Биленкину, Мартынову, Гору. Первый из них даже практически целиком воплощен в книге – с обликом, характером, привычками. Два мира противостоят друг другу в книге: мир коммунизма и разлагающийся в буквальном смысле мир капитализма. Писатель и поэт Дмитрий БЫКОВ неизменно утверждает, что при всех недостатках СССР был великим проектом, и цитирует Марию Розанову: "Советская власть делала отвратительные вещи, но говорила удивительно правильные слова, которые воспитали удивительно правильных людей".
Две команды из двух миров отправились на Марс: капиталистические самые натуральные зомби на корабле «Шрам» и коммунары на «Красном космосе» и встретили там остатки (или останки?) цивилизации разрушившейся планеты Фаэтон. Читая, мы узнаем переиначенные реалии «Страны багровых туч» или ридлискоттовского «Чужого», но в целом при некотором сюжетном провисании в середине перед нами нестандартное произведение. Нечто вроде джазовой композиции на известные мотивы.