Издательство «Молодая гвардия» выпустило в свет книгу Елизаветы ГАЗАРОВОЙ «Русские импрессионисты» (М.; 2025 год; 364 стр.; тираж 2000 экз.; 16+).
Издатели напоминают в аннотации, что в 1903 году московские живописцы и представители петербургского «Мира искусства» объединились в Союз русских художников. Среди членов Союза этого объединения было много так называемых русских импрессионистов – живописцев, соединивших в своем творчестве традиции отечественного психологического реализма и особое мировосприятие со своим живописным языком, возникшее во французском искусстве в 1860–1870-е годы. Слияние двух художественных стихий всколыхнуло ярчайший, уникальный феномен русского импрессионизма с его умной, одухотворенной эстетикой, сумевшей дотронуться до самых потаенных струн души природы и человека. В книге прослеживаются судьбы первых русских импрессионистов, воспевших светлую радость бытия и одаривших любителей живописи счастьем соприкосновения с прекрасным. Многие трудности и беды выпали на долю этих художников, но, вопреки обстоятельствам, своим творчеством они продолжали признаваться жизни в любви.
Примечательно, что практически через столетие – в 2012 году – у коллекционера Бориса МИНЦА появилась идея создания Музея русского импрессионизма. Как информирует музейный сайт, впервые как единое собрание полотна были представлены в аукционном доме MacDougall’s весной 2014 года. После официальной презентации в Москве значительная часть будущей коллекции побывала в Иванове, Венеции и Фрайбурге. В 2015 году Музей русского импрессионизма вошел в состав ICOM (Международный совет музеев).
«Сегодня термин русский импрессионизм стал общепринятым: ведущие специалисты и учреждения по всей России посвящают выставочные и издательские проекты этому явлению, хотя еще в дни открытия музея в 2016 году оно вызывало споры среди искусствоведов и зрителей. Зародившись в конце XIX столетия и почти приобретя собственное звучание, русский импрессионизм начал активно вытесняться авангардом. А после революции так и вообще оказался «вне системы». Но несмотря ни на что, многие художники и до, и после политического переворота в стране, продолжали творить в импрессионистической стилистике, продолжали экспериментировать на своих полотнах со светом, цветом, стремились передать настроение, эмоцию, уловить тончайшие воздушные вибрации. Импрессионизм вдохновляет художников и сегодня».
Картины выдающихся российских художников: Константина Коровина и Валентина Серова, Станислава Жуковского и Николая Богданова-Бельского, – основа собрания Музея русского импрессионизма. Коллекция охватывает значительный период времени. Самая ранняя картина «В овраге» Василия Поленова – учителя Константина Коровина и Валентина Серова – датирована 1879 годом. Многие картины были возвращены в Россию из-за рубежа. Например, десятилетия спустя на родине снова оказалось «Лето» Николая Богданова-Бельского.