Издательство «Новое литературное обозрение» выпустило книгу Галины УЛЬЯНОВОЙ «Купчихи, дворянки, магнатки.
Женщины-предпринимательницы в России XIX века» (2021 год; 352 стр.; тираж 2000 экз.; 16+). Галина УЛЬЯНОВА – доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, автор книг по истории купечества и благотворительности. Автор настаивает, что социальный статус предпринимательниц варьировался от мещанок и солдаток, управлявших небольшими ремесленными предприятиями и розничными магазинами, до магнаток и именитых купчих, как, например, владелица сталепрокатных заводов дворянка Надежда Стенбок-Фермор и хозяйка крупнейших в России текстильных фабрик Мария Морозова. УЛЬЯНОВА приводит десятки историй женского успеха, которые вполне могут изменить бытующие представления о месте женщин в дореволюционном обществе.
Во введении автор приводит такой факт.
«В 1832 году в Москве, в Университетской типографии, был опубликован «нравственно-повествовательный» (как было обозначено на титульной странице) роман Александра Орлова под цветистым названием «Анна, купеческая дочь, или Бархатный ридикуль из Галантерейного ряду». В романе рассказывалось о молодом торговце галантереей из Китай-города Валериане, который за улыбки кокетливых покупательниц снижал цену до минимума, постепенно дойдя до разорения. Валериана спасло от банкротства благоразумие молодой красавицы-покупательницы Анны, купеческой дочери».
Что сделала Анна? Прислала незадачливому коммерсанту письмо с пожеланием поправить дела и с толковым советом.
«До поры до времени оставаясь инкогнито, она прислала Валериану 1000 рублей. Эта довольно крупная для 1830-х годов сумма помогла Валериану расплатиться с кредитом и наладить торговлю. Молодые люди познакомились, когда Анна под видом обычной покупательницы в очередной раз пришла в лавку к Валериану. Между ними постепенно возникли романтические чувства, и история закончилась хеппи-эндом – свадьбой. В романе любовные переживания юной купеческой дочери удачно сочетаются с ее прагматическими представлениями о «правильном» ведении бизнеса, основанными на умении считать деньги и благоразумно инвестировать свободные средства в развитие дела».
Вопреки господствующим представлениям, в XIX веке русские женщины воспитывались в атмосфере, предполагавшей, что персона женского рода должна уметь наравне с мужчиной разбираться в вопросах финансов, заключения сделок по торговле и недвижимости. Причем это относилось к женщинам всех экономически активных сословий.