Издательство «Молодая гвардия» выпустило в свет книгу Петра ЧЕРЕМУШКИНА «Дейнека: Романтик соцреализма» (М.; 2021 год; 351 стр.; тир. 1000 экз.; 16+).
Автор родился в 1964 году в Москве, в 1989 году окончил факультет журналистики МГУ. Участник программы «Европа в мире» Датской и Нидерландской школ журналистики (1993-1994). Кандидат искусствоведения. Александр Дейнека – признанный классик русского искусства. Как утверждают издатели, в первой полной биографии Дейнеки историк искусств исследует все этапы творчества художника, не оставляя без внимания его активную общественную деятельность и личную жизнь. Тем более что жизнь классика 20 века простой не назовешь. Дейнека в открытую с коммунистической идеей не конфликтовал, однако всю жизнь находился под подозрением, сопровождаемый обвинениями в «формализме» и «космополитизме».
В свое время искусствовед Михаил Лазарев в журнале «Третьяковская галерея» (№ 1, 2011) так писал о художнике:
«Александр Александрович Дейнека – уникальная фигура русской художественной культуры ХХ столетия, активный участник ее драматических коллизий, – был на первых порах близок к модернизму, но впоследствии стал одним из столпов социалистического реализма. Дейнека прошел как минимум три совершенно разных стилистических периода: 1920-е годы, 1930-е и 1940-1960-е. Действительность диктовала ему (как и многим) свои жестокие правила, но, пожалуй, никто другой так резко не менял полярность своего творчества».
И тем не менее, как утверждал Лазарев, Дейнека действительно был большим мастером.
«Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. Но и в этом сказывался талант Дейнеки, способность найти для искомой задачи нужное решение. Важнее другое: он был художником универсального дарования, одной из звезд первой величины 1920-х годов, прежде всего как смелый экспериментатор».
Поклонникам творчества Дейнеки хорошо известны его города, полные света и воздуха (по любимой формуле конструктивистов), где дружно маршируют народные массы. Художник хотел быть оракулом, предсказав своим творчеством счастливое будущее. Однако, как писал Михаил Лазарев, он оказался лишь романтическим мечтателем.