Фильм «Хэллоуин» сделал карьеру тысячи докторов философии.
Евгений ДЕГТЯРЕВ
Темные фигуры: Социально-философский анализ фильмов Джона КАРПЕНТЕРА
Серия: Исследования культуры.
М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2023 год. – 248 стр.
Тираж 600 экз.
Эта книга не для широкой публики, хотя рассказывает о режиссере массового кино. Евгений ДЕГТЯРЕВ написал научную монографию с многочисленными ссылками на Фредрика Джеймисона, Славоя Жижека, Мишеля Фуко и Жана Бодрийяра. Джон КАРПЕНТЕР прославился после выхода в 1978 году фильма о маньяке-убийце в белой маске «Хэллоуин», придумав новый жанр слэшер, дав старт и «Пятнице, 13», и «Кошмару на улице вязов», и их многочисленным вариациям. Американские киноведы в попытках объяснить фильм пишут об иррациональности злодея, возвращении «вытесненного», репрезентации психических расстройств, даже о феминизме. В 1982-м КАРПЕНТЕР экранизировал известный фантастический рассказ Джона Кэмпбелла «Нечто» о находке в Антарктиде замерзшего во льдах тысяч сто назад инопланетянина, который, ожив, начал уничтожать все живое, одновременно перевоплощаясь в уничтожаемое. Получился натуралистический фильм ужасов, где члены экспедиции знают, что некоторые из них – уже не люди, но кто? ДЕГТЯРЕВ цитирует работу американского исследователя Стивена Принца, который описывает этот фильм «как метафору распада всех связей, на которых основана жизнь любого сообщества: авторитет, дружба и доверие уступают место произволу, вражде и паранойе». Анализируя дилогию «Побег из Нью-Йорка» и «Побег из Лос-Анджелеса», соединяющую элементы боевика, антиутопии и научной фантастики, автор монографии говорит о трансформации маскулинности и о том, что первый фильм пастиширует вестерны, а во втором их уже пародирует.