Гений Палладио принадлежит всему миру.
Глеб СМИРНОВ
Палладио. Семь философских путешествий
М.: Издательство Рипол Классик, 2017 год. – 408 стр.
Серия «Великие мастера»
Тираж не ук.
«…Облик жилого дома вне городских стен получает в исполнении Палладио удивительную черту: он – сама миролюбивая незащищенность, у него даже в мыслях нет держать осаду. Палладианские виллы начисто лишены милитаристской суровости баронских фортеций – они и без того уверены в своей силе. И, как видим, их долговечность подтверждает их правоту. Парадоксальным контрастом к руинам неприступных замков, беззащитные «хрупкие палаты» («delicatissimi palagi», как называл Триссино подобную несредневековую архитектуру) оказались крепче всех твердынь и стоят до наших дней, не разорены и не разрушены», – пишет СМИРНОВ в главе «Вилла Бадоэр, или Первая заповедь искусства». Великий Палладио заставил ожить забытое зодчество античности и зазвучать по-новому. Мало того, ему удалось создать канонический стиль, распространившийся впоследствии по всему миру: не только в Англии или Новом Свете отдали дань его гению, но и ампирная Москва и Санкт-Петербург, и «дворянские гнезда» в русской глубинке – все это идет прямиком от идей Палладио. Главы книги – семь увлекательных путешествий по землям Венецианской провинции, где сосредоточены самые известные творения Палладио: его виллы. Как утверждает Лара Копылова (archi.ru), книга Глеба СМИРНОВА о виллах Палладио прежде всего стремительно талантлива. В ней рассказывается о семи виллах: Фоскари, Пойана, Эмо, Барбаро, Корнаро, Бадоэр и Ротонда. Хотя книга называется «Семь философских путешествий», жанр, выбранный автором, скорее можно определить как игру в бисер в самом комплиментарном, гессевском, значении этого выражения. Это уже много.