Издательство Иностранка; Азбука-Аттикус выпустило книгу Арчибальда КРОНИНА «Замок Броуди» (М.; 2023 год; 608 стр.; тираж 7000 экз.).
Это самый популярный роман знаменитого прозаика. Впервые он увидел свет в 1931 году.
«Над всем устьем реки Клайд, от Глазго до Портдорена, над Овертоном, Дэрроком, Эрдфилленом – городами, расположенными между Уинтонскими и Доренскими холмами и образующими как бы три вершины треугольника плодородной земли на правом берегу, лимана, – и над старинным городком Ливенфордом, лежащим в основании этого треугольника, в том самом месте, где Ливен впадает в Клайд, – над всем ослепительно сияло солнце, и, пригретые его чудесным благодатным теплом, люди трудились, бездельничали, болтали, ворчали, молились, любили – жили».
Перевела книгу с английского языка на русский в 1958 году Мария Абкина. В глубокое советское время книгу можно было взять практически в любой библиотеке. Потому, наверное, что речь в ней шла о на редкость мрачных сторонах жизни за стенами английских домов-крепостей.
«Дом этот представлял собой своеобразное сооружение. Небольшой, таких размеров, что в нем могло быть не более семи комнат, но массивный, из серого камня, поражающий суровой тяжеловесностью и совершенно необычайной архитектурой. Внизу дом имел форму узкого прямоугольника, длинной стороной обращенного к улице. Стены поднимались не прямо от земли, а стояли на каменном цоколе, который был на целый фут длиннее и шире их основания, так что все здание опиралось на него, как животное – на глубоко врытые в землю лапы. Фасад, с холодной суровостью высившийся на этом цоколе, одной своей половиной переходил в круто срезанный конек, а другая половина заканчивалась низким парапетом, который тянулся горизонтально до соединения со вторым таким же коньком над боковой стеной дома».
Дом Джеймса Броуди стал не крепостью, для членов его семьи он превратился в настоящую тюрьму. Из нее вырывается старшая дочь Мэри, уезжает сын Мэт, а тем, кто смиряется с самодурством и деспотизмом Броуди, не позавидуешь.
«Весь дом в целом имел какой-то таинственный, мрачный и отталкивающий вид, и непонятно было, какая мысль руководила теми, кто его строил». Надо полагать, и в то давнее время английское слово abuse означало: злоупотреблять, оскорблять, плохо обращаться.