Ни один фрагмент прошлого не способен заполнить настоящее или подарить будущее.
Кристофер ПРИСТ. Градуал
Перевод Владислава ЗАРИ.
Серия «Фантастика: классика и современность»
М.: АСТ, 2022 год. – 445 стр.
Тираж 1500 экз.
«Я рос в мире музыки, во время войны. Война часто вторгалась в музыку. Когда я вырос и стал композитором, многие мои сочинения были украдены, скопированы или перекомпонованы плагиатором. Я потерял брата, жену и родителей. Сделался беглецом и преступником, странствовал по островам, открыл градуал. Отправившись в погоню за своим мучителем, я невольно совершил путешествие во времени. Время – процесс постепенный, градуальный, словно старение. Оно протекает незаметно» – так начинается роман «Градуал» из цикла «Архипелаг грез».
В этом цикле две сверхдержавы ведут бесконечную войну, большей частью на далеком и холодном южном континенте. Путь туда проходит через тысячеостровной многоликий Архипелаг, держащийся нейтралитета, где каждый остров – отдельное государство со своим порядком. Повествование «Градуала» идет от первого лица – от композитора Алесандро Сасскена, живущего в одной из сверхдержав – угрюмом Глонте, которым правит хунта. Его брат Джак был мобилизован на войну, и уже много лет о нем не было вестей. Алесандро попал в девятинедельный музыкальный тур по островам Архипелага. Из серого Глонта острова казались страной мечты, яркой и счастливой. Когда он вернулся после двухмесячного путешествия, выяснилось, что в Глонте прошло почти два года: родители умерли, жена ушла. А через несколько лет он был вынужден бежать на Архипелаг, петляя и меняя острова, опасаясь преследования. И эти острова встретили его уже не так гостеприимно, как первый раз, а время, как выяснилось, на каждом из них течет наособицу. Это время как бы все время ускользает, эта концепция времени похожа на сон во сне из «Портрета» Гоголя. Здесь его брат Джак в чине капитана жестко расправляется с дезертирами, а вот здесь – он возвращается с войны тем же зеленым юнцом – для него прошло четыре года, хотя для Алесандро – сорок. Кристофер ПРИСТ как-то проговорился, что прообразом главного героя в «Градуале» стал беглец из Чили после переворота Пиночета, потом писатель Роберто БОЛАНЬО, проза которого – «это транзитная зона между явью и сном, вымыслом и правдой».