Посвящается космонавтам и их упорству.
Наталия МАЙСОВА
Советская кинофантастика и космическая эра.
Серия «Современная западная русистика»
Перевод с англ. Арсения Черного.
СПб.: Academic Studies Press/Библиороссика, 2024 год. – 338 стр.
Тираж 200 экз.
К сожалению, лучшие аналитические работы о советской фантастике принадлежат не отечественным авторам. До сих пор нет ничего равного монографии Маттиаса Швартца «Экспедиции в другие миры» – о советской приключенческой и научно-фантастической литературе от Октябрьской революции до конца сталинской эпохи, и теперь вот книга Наталии МАЙСОВОЙ. Она исследует отечественную кинофантастику прежде всего как «память о советской мечте XXвека». И даже рассматривая в последней главе современные российские фильмы об этапах покорения космоса – «Гагарин. Первый в космосе», «Время первых» и «Салют-7» – фантастикой явно не являющиеся, исследователь приходит к выводу, что «эти фильмы встраивают исторические события в вымышленные сюжеты и аудиовизуальные миры, увековечивающие и мифологизирующие космическую эру, создавая посредством пространственных векторов новый и одновременно до жути знакомый вымышленный коллаж прошлого». Не вся книга написана таким языком, но это все же научная работа, а не массовое чтиво.
Слава богу, эмансипационный оттенок хотя и присутствует, не носит всеобъемлющего характера. Но он есть: автор, например, подчеркивает, что фильм «Таинственная стена» 1967 года – первый научно-фантастический фильм, снятый женщиной. Сомнительна фраза «современные исследователи почти единодушны, что этот фильм оказал влияние на А. и Б. Стругацких»– утверждение, которое в отличие от многих других в книге не сопровождается указанием на источники. Еще одно утверждение: «Дорога к звездам» (1957) Павла Клушанцева «вдохновлена реальными достижениями советской научной программы» тоже неверна – фильм был снят еще до первого спутника, но после 4 октября 1957 года к готовой картине были добавлены новые космические реалии.