Повышение скорости на дорогах, которое стало возможно после масштабных ремонтов последних лет, – причина увеличения аварий.
Об этом говорили 24 апреля за круглым столом в МКР-Медиа чиновники, перевозчики и представители ГИБДД.
Аварии растут
Полиция всерьез обеспокоена ситуацией на омских дорогах – в I квартале 2018 года количество ДТП в регионе увеличилось. За указанный период произошла 591 авария. Погибли 39 человек (почти на 40 процентов больше 2017 года). 758 – получили ранения (на 7,92 процента больше прошлого года). При этом 81 процент ДТП приходится на областной центр.
Особенное беспокойство вызывает увеличение аварий с участием пассажирского транспорта. Буквально за последние несколько недель произошло три таких случая. Наибольшее количество раненых – десять человек – зафиксировано 27 марта в Омске в результате столкновения двух автобусов. Причиной стал неправильный выбор дистанции одним из водителей автобусов. 14 апреля в Москаленском районе на федеральной дороге Р-254 Иртыш произошла авария с участием микроавтобуса – два человека погибли, пять получили ранения. В Любинском районе 17 апреля в аварии с участием автобуса четыре человека погибли (в том числе ребенок) и пятеро получили ранение – автобус выехал на полосу встречного движения.
Заместитель начальника полиции УМВД России по Омской области Юрий ВИНОГРАДОВ почеркнул, что каждое третье ДТП с участием пассажирского транспорта произошло по причине нарушения правил дорожного движения водителями автобусов. 13 таких аварий случилось по вине водителей частных компаний-перевозчиков. «С одной стороны, мы однозначно должны ужесточать санкции всего административного кодекса (естественно, в рамках закона). С другой стороны, коллеги, вы должны пересмотреть подходы к выпуску транспорта на линию, к его техсостоянию, к самому водительскому составу», – обратился к представителям частных перевозчиков Юрий ВИНОГРАДОВ.
Водителей маршруток воспитывают
Сегодня водители общественного транспорта в Омске получают заработную плату от 15 до 30 тысяч рублей. Почему к ним не применяют жестких мер, объяснил глава НП СРО «Омские перевозчики» Владимир ГЕВОРГЯН. Он рассказал, что шоферов на маршрутах не хватает, кардинальные действия по отношению к ним применяют, только если они совершили грубые нарушения, в остальных случаях пытаются воспитывать, обучать.
Также Владимир ГЕВОРГЯН в очередной раз обратил внимание на проблему низкой ответственности водителей: «Государством принято два закона – об ОСАГО (о страховании гражданской ответственности владельцев) и о страховании гражданской ответственности перевозчика. Первый позволил водителю чувствовать себя вольготно: если он ударил машину, то не боится, поскольку ни за что не отвечает. А второй закон еще более развратил их – позволил причинять увечья пассажирам. Получив повреждения, они идут в страховую компанию и получают возмещение. Водитель опять в стороне. Если мы к нему начинаем применять меры, то можем рассчитывать только на одну десятую его заработной платы. Эта безнаказанность должна быть пересмотрена». Перевозчик заметил, что отношение к проверкам у водителей и руководителей транспортных предприятий разное. Если первые отрицательно расценивают факты контроля со стороны органов, то с точки зрения хозяев-перевозчиков, проверки как раз дисциплинируют водителей.
За ужесточение условий высказался и частный перевозчик Иван МЕНЯЙЛОВ (на фото в центре), он считает, что камер на дорогах должно стать больше, поскольку они приучают участников дорожного движения соблюдать правила: «В Омске нам идут навстречу, и мы можем переписать штрафы на водителей, а в Тюмени отказывают. Если мы штраф водителя оплатим сами, а потом взыщем, он не почувствует свою вину». Беспокойство у перевозчика вызывает и современная система техосмотра: «Хотелось, чтобы вернули техосмотры под контроль ГИБДД, потому что на данный момент их не проводит никто. Заходишь в страховую компанию, техосмотр за тысячу рублей выписываешь – и все. Это беда».
Причины ДТП
В качестве основных причин роста ДТП участники круглого стола назвали нарушение правил дорожного движения, а также увеличение скоростного режима движения на дорогах, ставшее возможным из-за улучшения качества дорожного покрытия. Первым эти причины озвучил заместитель начальника управления ГИБДД УМВД России по Омской области Игорь ТРИКОЛЕ: «Все время в процессе дорожного движения кто-то что-то не соблюдает. Соответственно, происходят ДТП. Это одна из причин. Учитывая, что уровень аварийности возрос, можно предполагать, что нарушений стало больше».
Развил тему исполняющий обязанности директора департамента транспорта города Вадим КОРМИЛЕЦ: «Одним из основных условий, которые сподвигли этот рост, я считаю возросшие скорости движения транспортных средств. У этой причины две подпричины. Во-первых, конечно, значительно улучшилось состояние дорожно-транспортной сети города Омска за последние два года. В рамках «Платона» в 2016 году было большое финансирование, удалось больше 50 центральных улиц отремонтировать. В 2017 году, если мне не изменяет память, 33 дороги отремонтированы в рамках программы «Безопасные и качественные дороги». А оборотная сторона этой медали – сподвигает водителей к увеличению скорости движения».
Еще одной причиной возросших скоростей Вадим КОРМИЛЕЦ назвал нештрафуемый предел максимально разрешенной скорости движения 20 километров в час. Он заметил, что сегодня необходимо пересмотреть эту норму и вернуться к пределу 10 километров в час. «Средние скорости движения легковых автомобилей в городе выросли с 60 до 80 км в час. Как следствие – это невозможность и неспособность водителя адекватно оценить дорожные условия при приближении к пешеходному переходу, нерегулируемому перекрестку. Средняя длина тормозного пути автомобиля при скорости 60 км в час составляет порядка 28 метров, а при скорости 80 – 42 метра. 14 метров жизни!» – привел цифры чиновник и напомнил, что в прошлом году администрация города направила депутатам Государственной думы обращение с предложением пересмотреть раздел 12 Кодекса об административных правонарушениях в части возврата к нештрафуемому пределу 10 км в час.
Свою теорию повышения аварийности озвучил доцент кафедры «Организация и безопасность движения» СибАДИ Станислав КАПРАЛОВ. Он спрогнозировал рост аварийности в городе еще в прошлом году. В основу его расчетов положена оценка экономической ситуации. В частности, сокращение вложений в переобучение водителей и специалистов по организации перевозок, уменьшение в три раза в 2016-2017 годах плановых проверок Ространснадзора. Он заметил, что сегодня пешеходы бегут через дороги, потому что спешат решать свои экономические проблемы.
Пластик или краска
Об экономике говорил и Вадим КОРМИЛЕЦ, лаконично и образно отвечая на вопрос по поводу выбора материала для дорожной разметки между традиционной краской и пластиком: «Все определяется экономической возможностью работать с тем или иным материалом. Не у каждого из нас двухэтажный коттедж, не у каждого дача или «мерседес». Кто-то ездит на «жигулях». У всего есть экономическая подоплека. Так и у администрации города – свои объемы финансирования, которые мы можем потратить на те или иные виды работ. В 2012 году, например, администрация располагала 6,5 млн. рублей, а в этом сумма чуть более 11. Есть разница? В среднем пластик обходится нам в десять раз дороже (это стоимость и материла, и нанесения), а работает в 3-4 раза дольше краски».
Состоянию дорожной инфраструктуры – пешеходных переходов, их освещенности, ограждений – Вадим КОРМИЛЕЦ дал удовлетворительную оценку. Он пояснил, что продолжается установка ограждений, ограничивающих выход пешеходов на проезжую часть, увеличиваются финансирование и объемы работ по нанесению дорожной разметки. Чиновник горадминистрации анонсировал: в 2018 году в Омске будут построены 15 светофорных объектов. Среди них только один чисто транспортный, остальные 14 – пешеходные или транспортно-пешеходные.
Норма смертности в ДТП
Об увеличении количества наездов на пешеходов рассказал Юрий ВИНОГРАДОВ. Он отметил, что с этим связано почти каждое третье ДТП. В I квартале их произошло 222, в результате 19 человек погибли (на 30 процентов больше уровня прошлого года) и 216 получили ранения. При этом каждое второе ДТП, связанное с наездом на пешеходов, произошло по вине водителей. Его поддержал Игорь ТРИКОЛЕ: «Из общего числа погибших почти половина связана с наездами на пешеходов. Это менее защищенная категория участников дорожного движения. Где есть «железо», там хоть какой-то буфер безопасности. Здесь же исход может быть печальней».
Увеличилась и смертность в ДТП на федеральных трассах Омской области. В I квартале число погибших на них выросло более чем на 85 процентов. Наиболее сложную обстановку полиция отмечает на трассах в направлениях Любинского, Тюкалинского, Крутинского, Исилькульского и Калачинского районов. Растет и детский травматизм.
Между тем в январе этого года Правительством РФ подписана Стратегия безопасности дорожного движения, которая определяет, что к 2024 году число погибших в ДТП людей на территории России не должно превышать четыре человека на 100 тысяч населения. Об этом присутствующим напомнил Игорь ТРИКОЛЕ. Он отметил, что по Омской области показатели пока в три раза превышают эту норму – больше 13 погибших на 100 тысяч.
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 9 мая 2018 года