Женщинам спускаться к реке Шайтанке категорически запрещено, но омичка Людмила БЕЛОЗЕРОВА рискнула: «Я спустилась, и потом эта Шайтанка вытворяла со мной что хотела».
В Омском доме художника открылась персональная выставка пастелиста Людмилы БЕЛОЗЕРОВОЙ. Название ее словно вычерчивает маршрут: «От Аршана до Ольхона (через Петропавловку)».
Людмила БЕЛОЗЕРОВА занимается пастелью около пятнадцати лет. Сначала работала в технике сухой пастели, сейчас начала пробовать и масляную. За это время она побывала на самых разных пленэрах. В сегодняшнюю экспозицию входят работы, сделанные в результате поездок в Бурятию и на остров Ольхон.
– Пленэр – это то, что делает художника, – говорит Людмила БЕЛОЗЕРОВА. – Потому что иначе где взять эти эмоции, эту визуальную информацию? Я объездила практически всю Омскую область, была во всех ее красивейших местах. И оттуда, с Петропавловки, собственно, началось мое творчество. А два года назад у меня появилась возможность поехать на пленэр в Бурятию. Там совершенно новые впечатления – горы, куда ни посмотри. Можно сутками стоять и со всех сторон писать это. После того пленэра я сделала 25 работ. Потом, на следующий год, у меня опять была Петропавловка, а уже после Ольхон. Тоже чрезвычайно красивое место. Кроме того, таинственное и загадочное.
Курортный поселок Аршан, расположенный у подножия Тункинских Гольцов, а также небольшое местечко Тагархай вдохновили художницу на серию красочных, эмоциональных работ. Одна из них – «Синий Тагархай» – написана в предутренние часы. Другая, «Золотой Тагархай», – уже фантазия о том, как может выглядеть то же место в другое время суток. Горы напоминают причудливые листья с прожилками: на самом деле эти борозды проделали стекающие сели.
Людмилу БЕЛОЗЕРОВУ можно смело назвать сибирским импрессионистом: настолько важно для нее наблюдение за пейзажем, его изменчивостью, настроением, возникающим от него. И, конечно же, в ее работах потрясающее ощущение света, который передается через цвет. Серия «Утро Аршана» – это несколько небольших, почти кукольных домиков, «расчерченных» солнцем на удивительные оттенки. «Брошенный дом» – уже омская серия, сделанная в Петропавловке.
– Вот этот дом я знаю много лет, не один раз его рисовала, – рассказывает Людмила Ивановна. – Он уже покосился. И вот тут как-то солнце так посветило сквозь окошко, что показалось, будто бы в нем зажегся свет, на минуту вернулась жизнь. Я назвала эту работу: «Забытый свет». Или вот еще один дом – «Дом Сереги». В 2008 году его рисовала и сейчас. У меня к старым домам какое-то особое отношение.
Самое притягательное на Ольхоне – река Шайтанка. Для местных шаманов это место силы, там они проводят свои обряды. Женщинам спускаться к реке категорически запрещено, но Людмила Ивановна рискнула.
– Я спустилась, и потом эта Шайтанка вытворяла со мной что хотела, – смеется художница. – Я изобразила ее в одном из этюдов и положила лист на бревна сушиться. Они развалились, и этюд упал в песок. Потом я положила его на балкон – все залило водой, и он плавал у меня на балконе, как кораблик. В конечном итоге бумага раскисла, и я его выкинула. Так вот Шайтанка наказывает. Но все-таки на Ольхоне у меня получилось и много удачных работ.
В этом можно убедиться на выставке, которая, кстати, будет работать до 20 октября. А ее автор не перестает искать свои, творческие, места силы.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ