Все рубрики
В Омске воскресенье, 28 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,7791    € 98,0270

КСП: областного мониторинга атмосферного воздуха в Омске в последние годы, по существу, не было

16 октября 2023 08:28
2
3178

Обрабатывать данные на принадлежащих омскому минприроды постах замера атмосферного воздуха теперь будет федеральный УГМС, потом передаст эти данные омскому министерству для того, чтобы оно вновь передало эти же данные УГМС. 

На состоявшемся в четверг, 12 октября, заседании комитета по аграрной политике, природным ресурсам и экологии Законодательного собрания Омской области (на фото) был рассмотрен скандальный отчет Контрольно-счетной палаты, о котором «Коммерческие вести» писали в печатной версии газеты от 27 сентября в статье «КСП: мониторинг атмосферного воздуха омским Минприроды – это липа».

Напомним, что КСП проверила Министерство природных ресурсов и экологии по вопросу законности и результативности использования средств областного бюджета, выделенных в 2021 и 2022 годах на реализацию мероприятия «Осуществление государственного экологического мониторинга и обеспечение функционирования наблюдательной сети» госпрограммы «Охрана окружающей среды Омской области».

В редакции «Коммерческих Вестей» есть этот документ КСП, выдержки из которого мы и опубликовали. Главный вывод, к которому пришли ревизоры: «объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в Омской области ежегодно увеличивается, что свидетельствует о недостижении цели Подпрограммы в части снижения общей антропогенной нагрузки на окружающую среду».

Члены аграрного комитета выслушали устно краткую версию отчета КСП.

«Нужен ли нам такой мониторинг?», — спросил депутат от КПРФ Адам ПОГАРСКИЙ, на что получил ответ Светланы АНДРУШКО: «А мониторинга-то  нет. Данные свои они никуда не направляют, потому что у них нет лицензии». На что сделавшая доклад аудитор Счетной палаты подтвердила: «В том виде, который мониторинг есть сегодня – он нерабочий».

На вопрос, уменьшаются ли выбросы в Омске, министр природных ресурсов и экологии Илья ЛОБОВ ответил, что это как считать: «Если десятилетие к десятилетию, то воздух стал значительно лучше, а если год к году – то хуже, потому что у нас пандемия существенно снизила объемы потребления в 2020 году», после которого началось «наращивание обратно, возвращение объемов».

Впрочем, сначала представим читателям сайта недоступную для них ранее полную версию газетной публикации о проверке КСП, а потом снова вернемся к заседанию комитета:

Цели и средства

Целью подпрограммы «Регулирование качества окружающей среды и биологического разнообразия» государственной программы «Охрана окружающей среды Омской области» является снижения вышеуказанной общей антропогенной нагрузки на среду на основе повышения экологической эффективности и природопользования. Однако, как отмечено в отчете, на деле в нашем регионе все происходит прямо наоборот. Согласно данным федерального статистического наблюдения:

– в 2020 году объем выбросов составил в регионе 147 тыс. т;

– в 2021 году – 158,7 тыс. т;

– в 2022 году – 164,2 тыс.т.

Министерство использует четыре автоматизированных стационарных пункта наблюдения (АСП). Плюс к этому передвижной пункт наблюдения ГАЗ 27527, 2008 года выпуска, который в проверяемые два года в целях осуществления государственного экологического мониторинга (ГЭМ) не использовался. А еще есть автомобиль Автоспектр Mobolab 3032AX Передвижная лаборатория (балансовая стоимость 21,4 млн руб.), подаренный АО «Газпромнефть-ОНПЗ» и оборудованный автоматическими газоанализаторами и газовым хромографом. Он осуществляет контроль качества атмосферного воздуха по обращениям граждан.

Во исполнение пункта 6 Плана мероприятий по снижению негативного воздействия на атмосферный воздух в Омске создан Центр экологического мониторинга и оперативного реагирования (Центр ЭМ), работающий круглосуточно, который, в частности, размещает информацию (с учетом данных федерального «Объ-Иртышского УГМС») о состоянии атмосферного воздуха.

Нет данных

Данные со всех АСП хранятся на сервере министерства и имеют защищенный ограниченный доступ. Однако установлено отсутствие данных о результатах наблюдений:

– с января по март 2021 года – по АСП на ул. 10 лет Октября, 217, ул. 4-я Поселковая, 34в, ул. К.Заслонова, 1;

– с января по сентябрь 2021 года – по АСП на ул. Дмитриева, 10.

Понятно, что это станции министерства.

Из вышеизложенного следует, что омское Минприроды фактически осуществляет деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, которая, согласно федеральному законодательству, обязана лицензироваться. Однако у омского министерства такой лицензии нет.

Как далее сообщает КСП, согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» органы государственной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в осуществлении государственного экологического мониторинга (ГЭМ), «обязаны направлять получаемую в ходе осуществления соответствующего мониторинга информацию в государственный фонд данных». Об этом же, кстати, гласит и п. 4.1 ст. 5 регионального закона «Об охране окружающей среды в Омской области».

Проверкой КСП установлено, что «информация, полученная министерством в ходе осуществления экологического мониторинга атмосферного воздуха на АСП, в государственном фонде данных отсутствует».

Дело в том, что такая информация должна представляться в госфонд только на основании соответствующей лицензии. А в омское Минприроды такой лицензии не имеет.

КСП не ограничилось конкретной проверкой в Омске, но и проанализировало региональную практику, обнаружив, в частности, что в Красноярском крае, Республике Хакасии, Свердловской и Челябинской областях такая лицензия есть. А в структуре омского Минприроды ее нет.

А ведь на основе информации, хранящейся в госфонде, подготавливается ежегодный государственный доклад о состоянии и охране окружающей среды – в целях реализации прав граждан на достоверную информацию об этой среде, а также для информобеспечения деятельности органов госвласти, местного самоуправления, общественных объединений юр- и физлиц, направленной на сохранение и восстановление природной среды, «предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду».

Соответственно, КСП сделала вывод:

— Вследствие того, что информация о мониторинге атмосферного воздуха на АСП отсутствует в государственном фонде данных, соответственно данная информация отсутствует в Государственном докладе, что не обеспечивает достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха в Омской области.

А вот к чему это привело:

Информация о максимальных разовых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (ПДК)

Вывод КСП:

— Из таблицы следует, что в 2021 и 2022 годах максимальные разовые концентрации по сероводороду, взвешенным частицам, пыли общей, фенолу (в 2021 году), полученные на АСП, превышают максимальные разовые концентрации по указанным веществам, отраженным в государственном фонде данных. Таким образом, отсутствие информации о мониторинге атмосферного воздуха на АСП в государственном фонде данных не способствует формированию полной и достоверной информации о состоянии атмосферного воздуха в Омской области.

Формальдегид

Похоже, фенол и сероводород в нашем городе развитой нефтехимии – чуть ли не единственные вещества, выбрасываемые в северном промузле, которые отслеживаются более-менее регулярно.

Единственный АСП министерства в Нефтяниках – на 4-й Поселковой. Далее большая цитата из отчета:

— Анализ использования средств измерений показал, что отдельные приборы и оборудование не используются или используются нерегулярно. Так, например, в составе АСП на 4-й Поселковой, 34в оборудование для определения загрязнения атмосферного воздуха формальдегидом – комплекс измерительный ФОРТ в 2021, 2022 годах не использовалось, проверку не проходило.

Согласно пояснениям начальника отдела ОАВ (охраны атмосферного воздуха. – Л.А.) вышеуказанное оборудование поставлено в 2019 году в составе станции контроля качества «СКАТ» и в течение 2020 года более чем в 99% проанализированных проб фиксировались нулевые значения. В связи с этим, а также учитывая высокие эксплуатационные расходы (стоимость 1 кассеты на 30 дней составляет 36,4 тыс. руб.), необходимость проверки оборудования, принято решение о нецелесообразности его применения на данном АСП.

Отмечаем, что согласно разделу 4 «Причины и особенности загрязнения атмосферного воздуха в городах. Омск, областной центр» Ежегодника Росгидромета о состоянии загрязнения атмосферы в городах на территории России за 2021 год среднегодовая концентрация формальдегида в Омске составила 2 ПДК, наибольшая среднегодовая концентрация достигала 3,5 ПДК (пост № 2 на ул. Рабиновича), максимальная разовая концентрация – 4,2 ПДК (пост № 28 на 6-й Шинной). По информации ФГБУ «Объ-Иртышское УГМС» о состоянии атмосферного воздуха Омска за 2022 год максимальная разовая концентрация формальдегида составила 5,6 ПДК (пост № 28 на 6-й Шинной). Однако ни на одном АСП отбор проб на определение загрязнения атмосферного воздуха формальдегидом не осуществляется.

Химия в воздухе

Как показала проверка КСП, анализатор хроматографический автоматический ACA LIGA на АСП по улице К. Заслонова,1 в 2022 году не работал в период с 10 июня по 10 декабря (за исключением трех дней работы в сентябре), газоанализатор CB-320A-1 на АСП по улице Дмитриева, 10 в 2022 году не использовался в период с 12 июня по 17 октября, хроматограф «Хроматэк-Газхром 2000» на АСП по улице 4-я Поселковая, 34в в 2022 году работал всего 59 дней (в феврале – 11 дней, марте – 4 дня, апреле – 16 дней, июне – 19 дней, декабре – 9 дней):

«Пояснения причин нерегулярного использования указанного оборудования в ходе проверки не предоставлены».

Согласно пункту 178 требования к проведению наблюдений объем наблюдений за каждым загрязняющим веществом в каждом пункте наблюдения для оценки уровня загрязнения атмосферного воздуха за год должен составлять не менее 75% от годового объема измерений непрерывным методом.

Данные о годовом объеме наблюдений за каждым веществом каждым АСП в 2022 году (в процентах)

Вывод КСП:

— В нарушение пункта 178 Требований к проведению наблюдений в 2022 году объем наблюдений за каждым загрязняющим веществом на каждом АСП в ряде случаев не достиг уровня 75% от годового объема измерений: по АСП на улице Дмитриева – ни по одному загрязняющему веществу, по АСП на улице 10 лет Октября – по 6 веществам из 8, по АСП на улице 4-я Поселковая – по 14 веществам из 20, по АСП на улице Заслонова – по 8 веществам из 18.

Для справки: в каждом АСП анализируется разное количество загрязняющих веществ, в зависимости от установленного там оборудования.

Количество зафиксированных случаев превышения ПДК загрязняющих веществ АСП в 2021 году составило 177 случаев, в 2022 году – 142 случая.

Информация о выявленных превышениях ПДК АСП в 2021 и 2022 годах в разрезе загрязняющих веществ

Обратите внимание, что в 2021 году на АСП в Нефтяниках (4-я Поселковая) было обнаружено немалое число случаев превышения ПДК по сероводороду и фенолу, а в 2022-м – по фенолу – ни одного, по сероводороду – меньше в три раза.

Но КСП обратила внимание на следующее:

— Ни один из приборов в составе АСП, измеряющих концентрацию диоксида серы, аммиака, бензола, бенз(а)пирена, хлорбензола, оритоксилола, предельных углеводородов С1Н4-С5Н12, С1Н4-С5Н12 в течение 2021, 2022 годов не зафиксировал ни одного случая превышения  ПДК указанных веществ в атмосферном воздухе Омска. В тоже время, согласно докладу министерства об экологической ситуации в Омской области за 2021 год и информации  ФГБУ «Объ-Иртышское УГМС» о состоянии атмосферного воздуха Омска в 2022 году по данным ФГБУ были зафиксированы максимальные разовые концентрации, в том числе: в 2021 году – ортоксилола – 1,7 ПДК, в 2022 году – аммиака – 1,2 ПДК, ортоксилола – 3 ПДК, фенола – 1,5 ПДК, этилбензола – 1,5 ПДК.

Передвижная лаборатория

Передвижная лаборатория осуществляет выезды и замеры (отборы проб) по обращениям граждан и государственного мониторинга загрязнения атмосферного воздуха не осуществляет.

В Центр экологического мониторинга министерства в 2021 году поступило 11 435 обращений, в 2022 году – 10 585. Наибольшее количество обращений поступило из Кировского административного округа (в 2021 году – 5 241, в 2022 – 3 919) и из Советского округа (в 2021 году – 3 688, в 2022 – 2 819). Понятно, что чем выше труба, тем дальше от источника рассеиваются загрязняющие вещества. Основной поток обращений приходится с мая по сентябрь

Количество выездов передвижной лаборатории составило в 2021 году 111, а в 2022-м – 110. То есть один выезд на 103 сообщения в 2021 году, на 96 сообщений – в 2022-м.

В 2022 году по сравнению с 2021-м количество зарегистрированных случаев превышения ПДК загрязняющих веществ увеличилось в два раза (с 47 проб до 92 проб) при сопоставимом количестве выездов и отобранных проб.

Максимальные разовые концентрации загрязняющих веществ в 2022 году составили: сероводорода – 33,8 ПДК, аммиака – 30,8 ПДК, бензола – 12,7 ПДК, меркаптанов – 6,33 ПДК, оксида углерода – 5,8 ПДК, фенола – 4 ПДК, этилбензола – 3 ПДК, взвешенных частиц – 2,5 ПДК, (ди)оксида азота – 1,8 ПДК, сероуглерода и ксилола – 1,3 ПДК, этилбензола и формальдегида – 1,5 ПДК.

По информации министерства, в 2021 году превышение ПДК сероводорода в 38,8 раза зафиксировано при горении закрытой свалки твердых коммунальных отходов в САО. В 2022 году превышение ПДК сероводорода в 33,8 раза, аммиака в 30,8 раза, оксида углерода – в 5,8 раза, взвешенных частиц – в 2,5 раза зафиксировано при горении пометохранилища АО «ПРОДО Птицефабрика Сибирская». Превышение ПДК бензола в 12,7 раза и меркаптанов – в 6,33 раза на улице 2-я Казахстанская в КАО зафиксировано в зоне влияния выбросов от ООО «Аквамарин».

Как пишет в отчете КСП, выборочной проверкой оперативного реагирования на обращения граждан по фактам загрязнения атмосферного воздуха, являющегося одной из задач Центра ЭМ, установлено, что в период с 1 по 13 января 2021 году поступило 152 обращения (из них в первый день Нового года – 22), но выезд передвижной лаборатории был осуществлен только 14 января: «замеры согласно данным протокола измерения качества атмосферного воздуха № 1 от 14.01.2021 проводились пылемером GRIMM EDM180 и газоанализаторами HORIBA по 9 веществам, в результате превышение ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе не зафиксировано».

В период с 29 июня по 7 июля 2022 года поступило 253 сообщения (из них 29 июня – 27, 30 июня – 30, 1 июля – 15, 2 июля – 35, 3 июля – 61). Выезд «передвижной лаборатории был осуществлен только 8 июля в ОАО на ул. 4-я Транспортная по письменному обращению, поступившему в министерство 29 июня» (при том что устных обращений было 105 из КАО, 83 – из САО и только 16 – из ОАО): «замеры согласно данным протокола измерения качества атмосферного воздуха № 54 от 08.07.2021 проводились газоанализаторами HORIBA по 6 веществам, в результате превышение ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе не зафиксировано».

Приведены и другие примеры. КСП делает вывод:

— Из вышеизложенного следует, что отсутствие внутренних документов министерства, регламентирующих организацию работы передвижной лаборатории в части сроков рассмотрения сообщений граждан о загрязнении атмосферного воздуха и порядка выездов, порядка применяемого оборудования и контролируемых загрязняющих веществ приводит к несвоевременным, необоснованным выездам, в результате которых превышений ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе не фиксируется, несмотря на многочисленные жалобы граждан на загрязнение атмосферного воздуха.

Комитет Заксобрания

А теперь вернемся к заседанию аграрного комитета Законодательного собрания от 12 октября. Министр природных ресурсов и экологии Илья ЛОБОВ, согласился с тем, что мониторинга не было:

— Наши данные региональных постов не учитывались в Фонде госданных...

И пояснил:

—  Что такое мониторинг? Это многолетнее наблюдение за одним и тем же явлением, в частности, в данном случае – за атмосферным воздухом на одних и тех же точках по одним и тем же показателям. Это правильное понятие мониторинга – накопление данных. Мы должны текущие данные брать и передавать в фонд данных. То, что мы с вами всегда и везде обсуждаем, — мониторинг – это для того, чтобы понять, какой атмосферный воздух сейчас – не правильно. В базовом понятии, мониторинг – совершенно другое. Мы тоже мониторили, чтобы понять, какое сегодня превышение. Все превышения фиксируются и направляются в органы для осуществления мер контроля. Но данные действительно не передавались. На сегодня мы организовали такую... сложную систему. Органы власти, то есть мы не имеем права получать лицензию – так в законе сказано. Но в фонд данных принимаются данные только от лицензированных организаций. Поэтому мы сейчас заключаем договор с УГМС на то, чтобы они обрабатывали данные на наших постах, потом они эти данные передают нам, так как мы операторы региональной сети, а потом эти данные передаем им как оператору Фонда госданных. И они уже будут учитываться в фонде госданных.

Председатель комитета Владимир ПУШКАРЕВ зачитал проект решения:

— Рекомендовать минприроды разработать план мероприятий по устранению замечаний и обеспечению эффективного контроля по предотвращению подобных нарушений в дальнейшем проинформировав комитет до 10 ноября 2023 года.

Фото © автора



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Гость 1 ноября 2023 в 17:56:
Почему допускаются такие безобразия. По такой важной для людей ситуации. Столько было нареканий, жалоб, просьб, а чины сидели ровно и ничего не предпринииали... Годами... Есть надежда, что будет наведении порядок и спрос за качественную работу существенно ужесточат.
Когда это безобразие закончится???!!! 19 октября 2023 в 02:33:
С наркоманами в региональном Правительстве надо бороться в первую очередь!!! А не сюсюкаться там с ним!!! В конце концов отправьте его на принудительное лечение. Ну или на УВЗ к своему дружку новоиспеченному кадровику. Тоже к слову сказать большому любителю порошков из Колумбии.
Показать все комментарии (2)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.