Выставка омских художников здесь «разрешила» весну.
В Омском музее просвещения, который отмечает в эти дни 25-летний юбилей, открылась выставка Геннадия и Дмитрия ПАВЛОВЫХ «Вешние узоры». В экспозиции представлено более 40 работ: станковая оригинальная графика, резьба по дереву и бересте, резная икона. Все работы объединены темой весны и техникой орнамента.
«Весна – начало года. Рождение новой жизни в ее вечно обновляющемся круговороте. Природа младенчески робко, нежно, незащищенно открывает себя Времени. Весна, как никакое другое время года, связана с ожиданием, надеждой, загадыванием на будущее», – так писал Геннадий ПАВЛОВ и своими работами задавал зрителю загадки, полные глубокого философского смысла.
Орнамент принято считать чем-то декоративным, обрамлением, оформлением некоего произведения. Для Геннадия ПАВЛОВА орнамент был языком, на котором он разговаривал со зрителем. Наше письмо зародилось из орнамента, был убежден художник. Поэтому его работы целиком состоят из орнаментальных деталей, каждая из которых неслучайна.
Геннадий Васильевич более 20 лет преподавал в Омском политехническом институте (сейчас – Омский государственный технический университет) основы художественного конструирования, а с 1990 года и до конца жизни был художником музея вуза. Творчеством занимался в свободное время и создал много разноплановых работ.
Каллиграф, резчик, график, Геннадий ПАВЛОВ при этом был хорошо знаком с точными науками и поверял гармонию геометрией. Делясь своими наработками, он написал две книги, в которых подробно описал методики создания орнамента, опираясь на законы симметрии, математические формулы, сопровождая это историческими отсылками и наглядными примерами. Третью книгу, которая должна была стать его монографией, он так и не увидел: Геннадий ПАВЛОВ ушел из жизни в январе прошлого года. Ему было 80 лет.
Сын Дмитрий пошел по стопам отца, но выбрал для себя резную икону, в которой, впрочем, тоже используются элементы орнамента.
– Я бы, наверное, не занялся творчеством, если бы не отец, это произошло с его подачи, – рассказывает Дмитрий ПАВЛОВ. – Я служил в армии, когда он начал свои первые творческие опыты. Пришел в отпуск и увидел, чем он занимается. Мне понравилось, я тоже захотел попробовать, но – не получилось. А потом как-то попала в руки иконка, и отец посоветовал: попробуй образок повторить. Я повторил, и меня зацепило. Постепенно начал двигаться в этом направлении, повышать свой уровень, саморазвиваться.
На выставке «Вешние узоры» Дмитрий представил отдельные иконы и большой трехстворчатый складень «Двунадесятые праздники», посвященный 200-летию Христианства. Масштабная работа сделана из разных сортов дерева: абрикоса, дуба, бересты. «Двунадесятые» – это от старославянского «двенадцать». Тут отражены основные православные праздники: Рождество, Благовещение, Стретение и т.д.
В работах Геннадия ПАВЛОВА тоже много праздничных,в основном весенних тем: «Душа ты моя Масленица», «Троица», «Пасха», а также общефилософских: «Небо и земля», «Мироздание». «Времена года». Нежнейшее кружево орнамента затягивает в свой особый, загадочный и удивительный мир, по которому можно путешествовать бесконечно.
Выставка Геннадия и Дмитрия ПАВЛОВЫХ знакомит зрителей с творчеством талантливых земляков, с их бузупречным мастерством, истоки которого крепкими узами связаны с традиционной культурой нашего народа.
Экспозиция будет работать в течение апреля.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ