Так здесь откликнулись на слоган нынешней «Ночи музеев».
Омский дом художника, пожалуй, один из немногих участников музейной акции, кто полноценно воплотил ее нынешний девиз – «Ночь музеев в Молодежной столице» (напомним, этот статус Омск получил в 2025 году). Главным событием тут стало открытие очередной Областной выставки молодых омских художников. Точнее – внеочередной. Обычно такие выставки проходят в конце года, как и предыдущая, пятая.
– Конечно, были опасения, что ребятам еще нечего будет представить – слишком мало времени прошло, – делится куратор проекта Михаил ПЕШКИН. – Но выставка собралась, и собралась достаточно быстро. У нас здесь 190 работ 80 авторов. В какой-то степени это благодаря тому, что мы принимали сейчас работы не за текущий год, как обычно, а за весь творческий период. Но на самом деле мы зря переживали, потому что некоторые авторы за эти полгода уже сделали несколько новых потрясающих работ. Есть и новые участники. Так как выставка промежуточная, можно сказать, пятая с половиной, было решено исключить конкурсную составляющую. Не будет номинаций, первого, второго, третьего места, мы просто отметим какие-то работы – за новизну, за уникальную технику, за оригинальный замысел и так далее. А шестая молодежная выставка-конкурс еще впереди.
Экспозиция получилась и ретроспективной, и в чем-то абсолютно свежей. Появилась возможность взглянуть и на те работы, которые уже немного забылись, например, на «Композицию с арбузами» Николая ПОЗДНЯКОВА, занявшую призовое место на первой «молодежке», и увидеть, что же успели сделать участники и победители предыдущей.
Скульптор Дмитрий СОЛОВЬЕВ немного повторился в своем диптихе «Внутри» и «Пустота».
А вот Алексей ЯКУШИН на этот раз выступил не с арт-объектами, а со скульптурой и акриловой росписью на фанере. В единый цикл объединены его скульптура «Дом, что помнит сказки» и триптих «Баба Яга 2.0», «Ипотека на курьих ножках», «Вкусная околесица».
– Хотелось показать такую бытовую сказочность, которая нас окружает, – говорит Алексей. – Отсюда и название пошло – «Дом, что помнит сказки». Это те дома, старые кварталы, которые насыщены своей историей, где-то уже даже кажущейся сказкой. В то же время и в них врывается что-то новое, поэтому я решил немного осовременить. И тут Баба Яга на самокате вместо метлы, или это метла стала самокатом. Тема ипотеки – куда ж без нее, это такая кабала! Третья работа «Вкусная околесица» про то, что в нашей действительности сегодня перемешались понятия, вкусовые рецепторы. И над продавцом фастфуда тут даже такой нимб стоит, потому что быстрая уличная еда стала уже неким культом и ушли определенные гастрономические традиции.
Фастфуду посвящена и серия керамических объектов Ирины СОШНИКОВОЙ «Рацион» (2023). Пицца, гамбургер, хот-дог и особенно пирожное выглядят настолько аппетитно, что рядом пришлось положить табличку с предупреждением: «Руками не трогать!» Можно бы еще добавить: «Не кусать!»
Новые работы представили Снежиника СЕНИНА (портрет «Ксения»), Лилия ГРЕБЕНЮК (композиция «Мускари»), Ксения РОМАНЕНКО (квадриптих «Мое дерево»).
В новой для себя роли выступил Владимир БОГДАНОВ: он провел мастер-класс по стрит-арту, которому сам в процессе учился. И работа, посвященная Егору Летову, созданная на глазах у зрителей, стала 191-й на выставке.
– Я поклонник классической масляной живописи, и подобный опыт для меня в новинку, – признается Владимир. – Просто были заготовлены аэрозоль, трафареты восемь штук, по очереди один за одним они наложились, и вот – все получилось.
Как-то само собой вышло, что во многих работах оказалось обилие красного цвета, и он был провозглашен основным цветом экспозиции. Ну что ж, ведь молодость – это активность, импульсивность, страсть.
Спонтанная омская «молодежка» завершит работу 29 мая. Тогда же станут известны имена особо отличившихся участников.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА